Всегда немного боязно писать о творческих людях. Наверное, потому, что это дано не всем, проникаешься к ним особым пиететом. О Зарифе Абдуллаевой хотелось написать давно, и, думаю, Международный женский день — отличный повод, чтобы рассказать об известной горожанке.
Впервые я услышала о ней от ее мамы – Раисы Владимировны Якобсон, с которой мы, несмотря на солидную разницу в возрасте, дружили. Раиса Владимировна была известной личностью в Буйнакске. Её любили или побаивались, но уважали все. За предельную честность и неравнодушие, открытость и инакомыслие. Она оставалась верна себе и своим принципам вопреки всем веяниям времени, смене руководства, политического курса страны. До последнего была единственной в городе подписчицей «Литературной газеты». Прекрасный педагог, человек, влюбленный в историю и географию своей страны, Р. Якобсон создала в Буйнакском педагогическом колледже поисковый клуб и музей «Красная гвоздика», которым руководила несколько десятков лет.
Отец Зарифы — Ахмедпаша Абдуллаев работал здесь завучем и преподавал математику.
По всем законом жанра Зарифе суждено было стать педагогом, но девочка с детства увлеклась музыкой. Ну, и что, что соседские ребята дразнят ее за нежелание играть с ними в салки, пусть девчонки шушукаются, когда она проходит мимо них с нотами под мышкой. Дома ее ждет фортепьяно, а это — самое главное. Пальцы порхают по клавишам, раздаются чарующие звуки музыки и реальность отодвигается на второй план, остается только чарующий и прекрасный мир, населенный бессмертными творениями Брамса и Моцарта, Баха и Вивальди.
Затем были годы учебы в Махачкалинском музыкальном училище имени Готфрида Гасанова, в Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве.
Встреча с замечательным музыкантом, дирижером Станиславом Хржановским стала для нее судьбоносной.
Зарифа Ахмедпашаевна вместе с мужем пережила муки рождения первого в Дагестане Камерного оркестра в 1988 году. Поддерживала его в годы перестройки, когда, казалось, не только о музыке, но и вообще о культуре, люди забыли в поисках хлеба насущного. А в 2005 году, когда Станислава Валерьяновича не стало, взяла в руки его дирижерскую палочку, возглавила коллектив и не дала распасться детищу любимого мужа.
«Все преходяще, а музыка вечна», время доказало правдивость этих слов. Ушли в прошлое концерты начала 90-х, в плохо отапливаемых помещениях, с горсткой истинных ценителей в зале. Свой 25-ый юбилейный год Камерный оркестр Дагестанской государственной филармонии имени Татама Мурадова отмечает во всем блеске, в большом зале Русского драматического театра, при полном аншлаге. Заслуженная артистка России Зарифа Абдуллаева взмахивает волшебной дирижерской палочкой и звучит «Маленькая ночная серенада» Моцарта, с которой четверть века назад началась творческая судьба оркестра.
Зарифа Абдуллаева. Сильная, смелая, яркая. Она – хранительница классической музыки. Но она, и хранимая. Отдавая зрителю частичку своей души, она создала щит, ограждающий ее от фальши и лжи.
Сабина ИСРАПИЛОВА