ПОХОД ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Человек и его дело.

Все началось с того, что педагоги СОШ № 5 захотели поздравить своего руководителя с присвоением звания «Заслуженный работник образования РД». Патимат Газиханова получила награду в День учителя из рук Главы республики. И внимательный коллектив не мог оставить такое, несомненно значимое, событие без внимания. Но мы решили не ограничиться обычным поздравлением, а написать об учителе, директоре и просто интересном человеке.

— Патимат Батырхановна, как ваша работа?

 А работа кипит. Это же школа. По коридорам спешат ученики, педагоги за ними, крепко сжимая в руках классный журнал или стопку тетрадей, ребята над чем-то громко смеются, хлопает дверь кабинета, звучит звонок. Патимат Газиханова со своим замом обсуждают предстоящие Гаджиевские дни. Параллельно директор подписывает грамоту ученице, которая победила в тематической онлайн-викторине. Говорит, что в ближайшее время планирует организовать поход, но все еще под вопросом.

Все ходят в походы. Но для 5-ой школы они значат намного больше, чем просто общешкольное мероприятие с выездом. Это одна из многих традиций, начало которой было положено Булачом Гаджиевым — Народным учителем СССР, краеведом и публицистом. Он преподавал в школе почти полвека, стал наставником и другом для сотен девчонок и мальчишек. Булач Гаджиев неразрывно связан с 5-ой школой, с ее историей. Со школой, которая с гордостью носит имя его брата — Магомеда Гаджиева — Героя Советского Союза, легендарного подводника.

— Мы ходили в походы, принимали зарубежных гостей, встречали Ислама Казиева, Фазу Алиеву… Школа была настоящим центром, все самые значимые городские события проходили именно здесь. И для нас, учащихся, это было так значимо, так важно. Мы чувствовали ответственность, свою причастность к чему-то грандиозному, — вспоминает выпускница СОШ № 5 Патимат Газиханова.

— Мне было 14 лет. Вся школа собиралась в поход.  Планировалось — через Эрпели подняться на Гимринский хребет, спуститься в Гимры, остаться там с ночевкой… Папа был очень строгим, сразу отказал в просьбе отпустить меня в поход. В школе сказала Булачу Имадутдиновичу, что не еду. И я понятия не имею, как они встретились, о чем говорили, но на следующий день, когда папа пришел домой, сказал, что с Булачом Имадутдиновичем отпускает меня куда угодно. Больше никаких вопросов папа мне не задавал и всегда одобрял все поездки, походы… Сейчас мне интересно, как он его уговорил, что именно сказал, чтобы папа так поменял свое мнение. Но тогда я была просто рада, что еду с любимым учителем в такое путешествие.

Эта экскурсия была первой из многих других, которые совершила Патимат Газиханова, будучи школьницей. Она с ностальгией рассказывает о походе в «Долину смерти», когда ее принимали в пионеры, о многочисленных слетах и экскурсиях… Воспоминания живут и греют до сих пор, спустя годы. Насыщенная интересная школьная жизнь стала для Патимат Батырхановны определяющей. Потому что по окончании школы она решила пойти учиться на педагога. Вот только какого?

— Для меня очень многое значат Гаджиев Булач Имадутдинович и филолог Ахмедова Атикат Расуловна. Я любила и историю, и литературу… и в выпускном классе стала думать: что же выбрать? Но остановилась все-таки на истории. Поступила с третьего раза.

Рассказывая о студенческих годах, она говорит, что поддерживала связь со своими школьными учителями. «Они всегда были рядом», — отмечает Патимат Газиханова.

— Я работала в школе, в своей, родной, 5-ой. Булач Имадутдинович уже не преподавал. Мы встретились на городской площади, на мероприятии, по-моему, это был выпускной бал. Стоим, беседуем. И он спрашивает меня: школа не надоела? Зарплата маленькая, да, и вообще, зачем мне это нужно… А я говорю, что мне нравится, что от работы получаю удовольствие. И Булач Имадутдинович так обрадовался моему ответу, засиял. Он посещал мои уроки, беседовал с директором школы, с другими учителями, подсказывал, поддерживал… А однажды, пригласив в кабинет директора, передал ключи от школьного музея. Они были у него даже в те годы, когда он не работал в школе. Попросил сберечь все, что собрано, не растерять… Мне тогда так страшно стало, даже отказывалась сначала, это же огромная ответственность! Но, спустя годы, музей мы смогли не только сохранить, но и обогатить — экспонаты, документы, фотографии. Жаль, что помещение небольшое, уже даже нет места. Но мы планируем часть экспозиций вынести в коридор, оформить стеллажи… — говорит Патимат Батырхановна.

Это для того, уточняет директор, чтобы школьники каждый день видели свидетельства истории, подходили к стеллажам, интересовались, задавали вопросы. В идеале, конечно, Патимат Газиханова хотела бы перенести музей в отдельный просторный зал, чтобы каждый экспонат, так бережно хранимый, нашел свое место.

Гордятся в 5-й школе не только своим музеем, но и импровизированной театральной студией — тоже наследие Булача Гаджиева. На сцене педагоги и школьники раскрываются по-новому. А как весело проходят репетиции! Дети с удовольствием принимают участие в постановках, да и учителя тоже. Ну, а как такие мероприятия влияют на отношение между детьми и взрослыми и говорить не стоит.

Учащиеся СОШ № 5 учатся в две смены. А вот если бы здесь, как и планировалось, построили бы отдельный корпус для начальной школы, все уроки начинались бы с утра. Ну, а после обеда, проходили бы репетиции театральной студии, подготовка к увлекательным походам и активная краеведческая деятельность. Всем этим ребята, конечно, занимаются и сейчас, но если школа станет односменной, то времени на то, что так любят гаджиевцы, было бы больше. Надеемся, что планы осуществятся.

В 5-й школе, где прошлое неразрывно связано с настоящим, дети учатся быть патриотами и следуют своим традициям. И хоть материал планировалось посвятить исключительно Патимат Батырхановне — ее заслугам, увлечениям.  А получалось – все о школе, о коллективе об учениках … Но, думаю, и работа тоже может многое сказать о человеке.

Мукминат ДАИТБЕКОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ