«ЖЕНЩИНА ДАГЕСТАНА» — ЖУРНАЛ, СТАВШИЙ СУДЬБОЙ

0
614

Фазу Алиева. Имя, которое говорит все. Ни одна солидная монография не смогла бы полностью рассказать о ее жизненном пути, насыщенном интересными и удивительными событиями, о ее многогранном творчестве, которое не измерить и не оценить обычными стандартными критериями: такая задача означала бы объять необъятное.

Творческая биография народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой, писательская карьера с хронологией выхода в свет ее всемирно известных литературных произведений известна многим. Об этом писали, говорили с экранов в посвященных поэтессе книгах, статьях, передачах и фильмах. Но мало кто знает о том, как складывалась судьба этой великой женщины в журналистике, начавшаяся, как ни странно, со скромной должности корректора в «Учпедгизе», а впоследствии приведшая ее к должности главного редактора уникального в своем роде журнала «Женщина Дагестана» и высшей журналистской награде страны «Золотое перо России». А между тем Фазу Алиева, поэтесса с мировой славой, все годы одновременно выполняющая не только работу, но и массу общественных нагрузок, особой статьей своей жизни считала именно возглавляемый ею женский журнал. «Назвать мою работу в журнале «Женщина Дагестана» всего лишь вехой в творческой биографии было бы неправильно, это слишком мало для определения значимости журнала в моей жизни. Скорее, женский журнал — это моя судьба», — говорила поэтесса.

У многих может возникнуть вопрос, почему известная поэтесса с мировой славой, прожившая интереснейшую жизнь, повидавшая на своем веку страны и континенты, награжденная самыми почетными орденами и медалями России, а в их числе и самой редкой наградой страны — Орденом Андрея Первозванного, задействованная, кроме своей основной работы, в самых разных общественных организациях, вплоть до Общественной палаты России, так любила и выделяла работу в женском журнале?

Может быть, потому, что женская тема — главная тема ее творчества. А может быть, потому, что не понаслышке знала все проблемы женщин сельских и городских, деловых и домохозяек, талантливых и обычных. Она и сама прошла суровую школу жизни и путь в нее — от сельской девочки, выросшей без отца в многодетной семье, до знаменитой на весь мир поэтессы. Фазу Гамзатовна много лет бессменно возглавляла Союз женщин Дагестана, и в эту общественную организацию никогда не зарастала народная тропа. К ней женщины шли со своими бедами, ей верили.

О своей работе в журнале она вспоминала следующее:

 

— В 1971 году мне предложили стать главным редактором журнала «Женщина Дагестана». Тогда журнал издавался на шести дагестанских языках: аварском, лезгинском, лакском, табасаранском, кумыкском, даргинском. Главным редактором журнала до меня была Патимат Муртузалиева, которая стала секретарем горкома. Меня пригласили на ее место. Мои родные: и муж, и мать, и брат категорически не советовали и даже запрещали мне идти на работу в журнал, спрашивали: зачем тебе это? Я и сама колебалась и даже отказалась от этого предложения дважды. В третий раз Ш. А. Исмаилов, бывший тогда секретарем Обкома по идеологии, отвел меня для решения этого вопроса прямо к М.-С. И. Умаханову. Тот сказал: Соглашайтесь, Фазу, мы создадим Вам хорошие условия для работы, поможем во всем: дадим новую мебель и даже машину для редакции. От Вас же требуется поднять журнал на должный уровень. Я не могла отказать человеку, который верил в меня и в то, что я справлюсь. И, несмотря на все отговоры окружающих, я согласилась возглавить журнал.

Сказать, что это начало было трудным — это значит не сказать ничего. Я была самой молодой в коллективе, который мне пришлось возглавить. Кроме того, в составе редакции работали два бывших главных редактора, а это налагало на меня особую ответственность. М.-С. И Умаханов предлагал мне даже перевести этих женщин на другую работу, беспокоясь о возможной враждебности и палках в мои «колеса». Но я не согласилась. Зачем выбирать самые легкие пути? Я никогда так не поступала. В штате редакции работали очень опытные журналисты и писатели, уже имевшие имя и изданные книги. Конечно, поначалу коллектив встретил меня настороженно, я не могла не заметить неприязни новых коллег. Не могла через некоторое время не увидеть непростую атмосферу, сложившуюся в редакции. Коллектива — цельного, дружного, способного работать сообща и выполнять общие задачи — не было, были отдельные творческие люди, и каждый был сам по себе. Я начала с того, что пригласила к себе и поговорила с каждым сотрудником в отдельности и по душам. А при этом строго предупредила, что не позволю никому накалять обстановку в коллективе. На общем собрании опять повторила свои требования. И сказала, что отныне каждому работнику дана полная творческая свобода. Пишущие талантливые люди очень обрадовались этому — они работали вдохновенно и самозабвенно. Труднее всего было справиться с посредственностью, которых не увлекала работа, а потому их сердцами владели зависть, злость, неуверенность. Но и с этим тоже надо было справляться.

За 38 лет работы в журнале ни одного сотрудника не уволила, хотя, как и в каждом коллективе, и у нас всякое бывало. Это самые лучшие годы моей жизни, самые счастливые, самые созидательные, добрые и значимые. Я уже как-то сказала в одном из интервью: «Женский журнал — это не просто веха в моей трудовой биографии, это моя судьба. Трудная, но счастливая судьба.»

И сегодня детище Фазу Гамзатовны, ее любимый журнал, который выходит на семи языках, остается востребованным у читателя. Меняется его концепция, внешний вид, но неизменной остается любовь к родному краю, к женщине – горянке, которыми было полно сердце великой Фазу.

Д. ИСЛАМОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ