УЧИТЕЛЬ – ЭТО МОЕ ПРИЗВАНИЕ

Уроки доброты  

(Очерк)

Уважаемая Шаитханум Маликовна! Примите от нас слова благодарности за Ваши заботу и терпение, за Ваши старания и стремления, за Ваши любовь и понимание. Спасибо Вам большое за наших счастливых, умных и воспитанных детей!  

                                                                                 Родители учащихся.  

   В последние годы всё более актуальным становится изучение доброты, как черты характера, в частности, развитие доброты у учащихся, что неразрывно связано с изучением доброты педагога.

В городе Буйнакске в МБОУ СОШ №4 работает замечательный педагог-гуманист, человек доброй души, с золотым сердцем Ахмедова Шаитханум Маликовна.

«… Для нас она Учитель с большой буквы. Её уроки можно назвать «уроками доброты». На своих занятиях она прививает детям любовь к Родине, уважение и почитание – к родителям. Дети научились дружить, помогать друг другу, сопереживать и разделять победы одноклассников», — так говорят о ней родители её воспитанников.

Шаитханум Маликовна, расскажите о себе.

— Родилась в г. Махачкала. В школе я работаю более 30 лет. Мать двоих детей. Педагогом я начала работать в 1988 году, после окончания Буйнакского педагогического училища. За эти годы у меня было 8 выпусков, а сегодняшний 4-й класс – девятый. Более 300 учеников я подготовила в начальной школе. Сегодня у меня за партой сидит дочь моего ученика. Так что я уже обучаю детей своих деток. Профессию учителя я выбрала, глядя на свою первую учительницу Надежду Григорьевну Полищук, сегодня она живет в Ставрополе, и связь с ней не обрывается. Учитель – это мое призвание. С детства любила играть в школу, у меня всегда были доска и мел, и, конечно же, я была учителем, а подружки – ученицами. Сегодня я горжусь, что мои ученицы пошли по моим стопам. Две ученицы проходят практику в нашей школе, другие уже работают не только в Буйнакске, но и в Махачкале.

— О своих наградах и званиях не хотите говорить?

— За время своей педагогической деятельности взысканий, замечаний и нареканий не имею. Неоднократно была награждена благодарственными письмами, почётными грамотами, дипломами разного уровня. В 2011 году заняла I место в конкурсе «Учитель года». В том же году получила звание «Отличник образования Республики Дагестана». В 2018 году мне присвоено звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации». Являюсь ветераном труда. В 2021 году стала победителем конкурса «Лучший учитель года — 2021».

  — Вы были в составе дагестанской группы на XIV Международных чтениях по гуманной педагогике, что нового Вы для себя открыли?

— С 18 по 21 марта в 2015 году в г. Грозном проходили XIV Международные чтения по гуманной педагогике. На чтениях были представлены мысли, размышления и наставления Шалвы Александровича и Пааты Шалвовича Амонашвили. Мы провели трехдневный урок, который позволил нам обратить внимание на многие вещи, которые казались незначительными. Этот форум обогатил нас новыми идеями и способствовал плодотворному и живому диалогу. А возглавлял этот форум почетный Президент Международного Центра Гуманной Педагогики Шалва Амонашвили. Наша 4-я школа работает по гуманной педагогике. Гуманная педагогика учит нас воспитывать детей в атмосфере заботы, доверия, радости познания, и, конечно же, любви. Сегодня дефицит добра и тепла. Я своим ученикам всегда говорю, что знание — это очень важный багаж для жизни. Но самое главное – это стать добрым, хорошим, благородным, отзывчивым, милосердным, чистым человеком. Этому и стараемся мы обучить наших детей — мы совсем не наказываем их. У нас дружественные отношения. Я к своим ученикам тоже обращаюсь «Друзья мои!». У меня способные, особенные дети, лучше разбираются в компьютере. Бывает так, если мы какой-то вопрос не раскрываем, то я не стесняюсь говорить ученикам, что я этого не знаю. И на следующий урок ребята сами находят ответ на поставленный вопрос. Они техникой владеют лучше, чем мы. И я горжусь, что у нас такие дети. А ещё у этих замечательных детей замечательные родители. Я очень люблю свою работу и ни разу не пожалела о своем выборе.

  Шаитханум Маликовна вспомнила рассказ известного педагога-гуманиста Шалвы Амонашвили о себе: «Трудно представить, что всемирно признанный учёный, удостоенный высоких научных степеней и правительственных наград, до седьмого класса был двоечником и не любил учиться. Причину, которая объясняет это обстоятельство, я бы назвал законом взаимности: я недолюбливал своих учителей, потому что чувствовал — они тоже недолюбливали меня, слабого»,- писал Шалва Амонашвили. — Всё изменилось, когда в школу пришла новая учительница грузинского. Она не стала ставить на мне клеймо отстающего и не стыдила меня перед классом. Вместо этого она отнеслась ко мне с теплотой и уважением и проявила искренний интерес к моим стихам. Через три года я закончил школу с золотой медалью. Вот что значит правильный подход к ученику».

Такой же подход у неё самой к своим ученикам: и «отличникам», и «неудам». Шаитханум Маликовна не ставит клеймо «отстающего» и не стыдит их перед классом.

— Учитель должен показывать пример того, как можно сделать мир лучше и красивее именно для детей. Их счастье для меня всегда было величайшей ценностью в жизни. Я посвящаю всю свою жизнь тому, что пытаюсь осчастливить все больше и больше детей.
Любовь к ребенку должна строиться на искреннем и подлинном уважении к нему. Педагог должен внимательно относиться к его проблемам и развивать его интересы. Наблюдая за ребенком и анализируя результаты, учитель вырабатывает для каждого ученика индивидуальный воспитательный подход. Учебно-воспитательный процесс строится так, чтобы обеспечить условия для проявления индивидуальности ребенка, его эмоций и чувств, — говорит Шаитханум Маликовна.

Как бы гениально ни была составлена учебная программа, её эффективность зависит исключительно от учителя — от его манеры преподавания и отношения к детям.

— С первых же дней своей работы, мною была поставлена перед собой конкретная задача — уйти от авторитаризма. Я вообще не люблю кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, стараюсь не ущемлять их чувство собственного достоинства.  Каждый ребенок — это индивидуальность с уникальным набором качеств, полная загадок и бесконечных вопросов,- говорит Шаитханум Маликовна. — Дети руководствуются больше чувствами, чем разумом. Если педагог равнодушен к переживаниям, интересам, радостям и успехам ребенка, то в будущем и воспитанник становится равнодушным и холодным к окружающим людям. Педагогу нужно знать душу ребенка, переживать его печали и радости, как свои. Только тогда работа педагога не будет монотонной и безнадежной, а каждый день будет наполнен чем-то новым, неожиданным.
   «Хороший учитель видит в ученике неповторимую индивидуальность, не ищет в нем недостатков, но обращает внимание на его достоинства и способности. Плохой учитель пытается изменить индивидуальность ребенка, переделать озорного, импульсивного в спокойного и собранного, молчаливого и недоверчивого — в разговорчивого и откровенного. Учитель не может создать личность, отвечающую его желаниям и ожиданиям, но может пробудить скрытые способности и таланты», — так понимает  гуманную педагогику Шаитханум Алиева.

Последним штрихом к портрету Шаитханум Маликовны хочу привести слова заведующей филиалом библиотеки-музея №1 Патимат Чаландаровой: «Хочу выразить своё восхищение и бескрайнее уважение к Шаитханум Ахмедовой. Её заслуг не перечесть. Дети очень любят её, она большой энтузиаст и неутомимый искатель по жизни, всего добивается сама, всегда в поиске, чему-то учится и не боится браться за самые неожиданные проекты. Говорят, что профессионал не всегда может научить этому других, но это не о ней. Шаитханум Алиева обладает безграничным терпением и способностью найти самый короткий путь, чтобы ученик овладел сутью».

   Магомед АБДУЛАЗИЗОВ

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ