СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Августовское совещание работников образования

Одно из самых знаковых и важных событий в жизни образования муниципалитета это, безусловно, проведение августовского совещания. Год за годом, в последние числа августа, руководители образовательных учреждений, педагоги и сотрудники городского Управления образованием собираются вместе, чтобы подвести итоги своей работы, поговорить об основных тенденциях развития современного образования и обсудить первостепенные задачи, стоящие перед педагогами в новом учебном году. И ежегодно на страницах нашей газеты мы публикуем выдержки и основные идеи докладов, которые были представлены педагогами на их главном совещании. Этот раз тоже не стал исключением.

Традиционное августовское совещание работников образования города Буйнакска прошло 25 августа в актовом зале Дворца детского творчества.

Педагогическое сообщество и почетных гостей встречали приветливые школьники и празднично оформленное фойе Дворца. Здесь была выставка, посвященная главной теме августовской встречи «Создание единого образовательного пространства», материалы для  которой представили школы, детские сады, Дворец детского творчества, Детская музыкальная школа и спортивные школы города. Юные айтишники из IT-куба демонстрировали гостям свои первые изобретения, а воспитанники дошкольных образовательных учреждений знакомили их с особенностями дагестанкой культуры.

Зрительный зал был полон, а места в президиуме занимали глава города Исламудин Нургудаев, председатель комитета Народного Собрания РД по здравоохранению, труду и социальной политике Ильяс Мамаев, председатель комитета Народного Собрания РД по образованию и науке Елена Павлюченко, руководитель Центра развития общего образования «Дагестанский институт развития образования» Мухаммад Джамалов, председатель городского Собрания депутатов Магомедхан Даитбегов, заместитель главы администрации Абдул Багаутдинов и начальник Управления образованием Шахсалам Батырова.

 

Приветствовал и поздравил всех собравшихся с началом нового учебного года Исламудин Нургудаев, который в своей речи подчеркнул, что развитие системы образования является одним из главных приоритетов социально-экономической политики, формирования бюджета, стратегии развития города и всей деятельности администрации в целом.

— Образование всегда было и остается приоритетным направлением в государственной политике. В нашей стране профессия учителя издавна считалась самой уважаемой и почетной, ведь именно от ваших усилий будет во многом зависеть, кем станут завтра сегодняшние школьники, а, значит, и то, каким будет наше с вами  будущее. Уверен, учителям Буйнакска по силам главная задача современного образования  — воспитывать  достойное поколение самостоятельных, мобильных и востребованных членов общества. Нам важно, чтобы молодые люди, получив образование, возвращались обратно в родной город, полные желания, энергии и мыслей делать жизнь на своей земле лучше и интереснее. Для воплощения всех задумок нам нужны молодые, креативные люди с горящими глазами любящие свой город, а любовь эту нужно воспитывать с детства, поднимать престиж своего города в глазах подрастающего поколения. Это наша общая задача, — сказал мэр, выразив благодарность и признательность учителям и воспитателям за преданность избранному делу.

 

Благополучие общества во многом зависит от состояния образования, культуры и нравственного воспитания подрастающего поколения, считает председатель комитета НС РД по здравоохранению, труду и социальной политике Ильяс Мамаев. Выступая на августовском совещании, депутат говорил об учителе, как основной фигуре в школе, становлении новой системы дошкольного образования и отметил важную роль руководителей образовательных учреждений в реализации целей современного образования.

— В городе Буйнакске в сфере образования работают энергичные и талантливые руководители, в чем я не раз убеждался, общаясь с ними, —  говорил Ильяс Мамаев. —  Вам под силу решать самые большие грандиозные задачи. Руководители образования города смогли сплотить вокруг себя людей, сделав их настоящей командой единомышленников. В новом учебном году я желаю вам сил для осуществления всего задуманного и творческих успехов.

 

От лица Председателя НС РД и всего депутатского корпуса поздравила с началом нового учебного педагогов и родителей Буйнакска председатель Комитета НС РД по образованию и науке Елена Павлюченко.

Обсуждая главную тему августовской встречи, депутат выделила три основных составляющих, необходимых для создания единого образовательного пространства. Это содержание образовательного процесса, кадровый потенциал и наличие соответствующей инфраструктуры. Более подробно Елена Ивановна остановилась на втором пункте.

— Дорогие учителя, спасибо вам за ваш труд в сегодняшних непростых условиях, хоть государство и стремится к тому, чтобы сделать эти условия достойными для вашей работы. Знаете, когда говорят о профессиях будущего, о том, что будет востребовано через несколько десятков лет, я уверена, что это, безусловно, работа учителя. Без компетентных педагогов не будет ни инженеров, ни врачей, ни космонавтов. Поэтому сегодня важно формировать у молодежи стремление получить самую нужную профессию — профессию учителя, — заключила в своем выступлении Елена Павлюченко.

 

После приветствий и поздравлений, участники августовского совещания перешли к заслушиванию и обсуждению докладов руководителей образовательных учреждений и педагогов. С основным докладом выступила начальник Управления образованием Шахсалам Батырова.

 

В своём выступлении она рассказала о системе образования в городе в целом, акцентируя внимание на проделанной работе за прошлый учебный год. Также Шахсалам Батырова поделилась планами, которые стоят перед образованием муниципалитета в новом учебном году. Формат августовского совещания позволил участникам рассмотреть результаты итогов года, обсудить успехи и определить главные вопросы.

По словам Шахсалам Батыровой, в настоящее время перед педагогами ставится проблема по решению новых важных задач в соответствии с национальными проектами, отражающими специфику социально-экономических условий развития государства в целом, региона и муниципалитета, в частности. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначил цели и задачи развития всей системы российского образования.

Руководитель УО выделила в докладе важные аспекты дошкольного, общего и дополнительного образования, говорила о повышении качества образования и о воспитательной работе в образовательных учреждениях. Шахсалам Батырова поделилась результатами Государственной итоговой аттестации, Всероссийской олимпиады школьников, аттестации педагогов и конкурсов профессионального мастерства. Были затронуты темы профориентационной работы, строительства и капитального ремонта образовательных учреждений и организации горячего питания.

— Уважаемые коллеги, сегодня мы создаем мир, в котором будем жить завтра. Мы вместе должны решать проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, формированием важных человеческих качеств будущей личности. От эффективного взаимодействия всех структур зависит дальнейшая успешность наших выпускников, — подчеркнула Шахсалам Батырова.

Также руководитель УО обсудила с собравшимися и вопрос создания единого образовательного пространства.

— Эксперты говорят о поправках в законе «Об образовании», поскольку есть постоянный и устойчивый запрос общества – родителей, педагогов – на укрепление единого образовательного пространства. Детям должна даваться единая база знаний. Это нужно, чтобы избежать ситуаций, когда, переходя из школы в школу, ребенок оказывался в другом мире. В одной школе он учился по одним учебникам, а в другой – совершенно другая программа.

Ответственность за содержание учебника должна возлагаться не на учителя или директора, а на федеральное министерство, которое определяет государственную политику в части образования. Ведь именно учебник является важнейшим инструментом развития обучающегося, но о едином учебнике невозможно говорить без создания единого образовательного пространства.

Создание единого образовательного пространства – это сегодня чаяния учителей, но важно понимать, что это не унификация всех образовательных организаций. Мы знаем, что в каждой школе работают уникальные педагогические коллективы, но необходимо регулирование деятельности коллективов. К сожалению, сегодня мы видим множество интерпретаций подходов, а это не всегда ведет к повышению качества образования.

Единое образовательное пространство – это комплекс того, чему учить, а также содержание образовательных результатов.

Если говорить о федеральных программах, которые создают базис, мы выступаем за те программы, которые не перекрывают источник творческой активности для тех образовательных организаций, которые показывают высокие результаты и нацелены на их достижения. Безусловно, что направленность профилей сохранится и найдет отражение в федеральной образовательной программе.

Введение федеральной образовательной программы поможет учителям в работе, снизив бюрократическую нагрузку на них. Сегодня очень важен вопрос доверия. Главное, чтобы был сформирован прозрачный и понятный механизм создания вот этого «золотого стандарта». Важно, чтобы введение федеральных образовательных программ не ограничивало школы в их развитии, чтобы «золотой стандарт» не превратился в «золотой шаблон».

Когда мы говорим о «золотом стандарте», надо сделать все, чтобы он точно был золотым. К этому надо подходить очень взвешенно, очень профессионально. Необходимо оставить возможность для самостоятельной работы организации. Что касается учебников, нужно думать о том, кто формирует содержание. Прежде всего, это должны быть высокопрофессиональные ученые, хорошо подготовленные кадры. Только тогда мы можем говорить, что концепт сложился.

Ребята, которые сегодня оканчивают школу, имеют серьезные мировоззренческие проблемы в связи с тем, что в учебниках написано одно, а вокруг они видят другое. Эту ситуацию необходимо исправить.

Сейчас образовательные программы разрабатываются самими школами и учителями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом основных общеобразовательных программ.

Предусматривается закрепление «золотого стандарта» образования для всех школ с помощью федеральных государственных образовательных программ законодательно. Также в рамках единого образовательного пространства предполагается разработка единых учебников.

 

В завершение своего выступления, Шахсалам Батырова добавила, что сегодня в стране запланирован ряд изменений, которые будут направлены на создание на всей территории России единого образовательного пространства и равных условий для развития всех школ, независимо от того, в каком регионе они расположены.

 

Главным инструментом станет проект «Школа Минпросвещения России», о котором более подробно рассказала директор «Центра образования г. Буйнакска» Зарема Хасаева. Она обозначила, какие приоритетные направления современной стратегии развития образования реализованы в проекте, ознакомила с целью и миссией «Школы Минпросвещения России».

—  Целью концепции проекта «Школа Минпросвещения России» является системное описание ключевых характеристик и параметров эталонной модели школы, обеспечивающих оптимальные качественные условия обучения и воспитания каждого школьника в современных социально-экономических и геополитических реалиях для формирования и воплощения идеологии «единого образовательного пространства». Миссия «Школы Минпросвещения России» — это центр образования, воспитания и просвещения, объединяющий территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России.

Зарема Хасаева выделила семь задач проекта «Школа Минпросвещения России». Это определение единых магистральных направлений деятельности школ, формирующих единое образовательное пространство; формирование эталонной модели школы будущего с выделением единых критериев и активностей (учитывающих в том числе этнокультурные особенности) ее функционирования, обеспечивающей доступность качественного образования и предоставляющей равные возможности для всех обучающихся; формирование механизмов синхронизации и взаимодействия образовательных и учебных процессов (рабочие учебные программы, учебное расписание занятий, оценочные процедуры результатов обучения, линейка учебников, показателей деятельности) в существующей системе школьного образования, нормативных и методических документов, создание мотивирующих инструментов саморазвития и роста общеобразовательных организаций и другие.

— Все задачи решать нам, педагогам, под чутким и умелым руководством муниципалитета. Необходимо осознать ответственность нашего поколения за образование и воспитания детей. Безусловно, плоды нашего труда по достоинству будут оценены новыми поколениями, — добавила директор «Центра образования».

 

О роли института развития образования в обновлении содержания общего образования говорил с педагогами руководитель Центра развития общего образования «Дагестанский институт развития образования» Мухаммад Джамалов. Актуальная тема внедрения обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартов безусловно заинтересовала собравшихся. Мухаммад Джамалов подробно остановился на ключевых задачах обновлённых стандартов и подчеркнул, что выпускник современной школы должен быть конкурентно-способным и обладать навыками XXI века, отражающими мировые тренды.

 

С темой «Реализация плана мероприятий по повышению качества образования в образовательных организациях г. Буйнакска» выступила ведущий специалист Управления образованием Зарема Гамзатова.

— В целях развития муниципальной системы оценки качества общего образования и внедрения обновленного содержания образования Министерством образования и науки Республики Дагестан совместно с Управлением образованием г.Буйнакска разработан и утвержден План мероприятий по повышению качества образования в общеобразовательных организациях города на период до 2026 г.

Качество образования — это процесс постоянного совершенствования. В 2021-2022 учебном году работа по реализации Плана мероприятий по повышению качества образования в общеобразовательных организациях проводилась по 5 направлениям:

«Результаты обучения школьников»; «Практикоориентированность школьного образования»; «Управление системой общего образования»; «Развитие функциональной грамотности» и «Организация воспитательной работы».

Зарема Гамзатова подробно рассказала о проделанной работе в рамках каждого направления. Так, по первому направлению главной оценочной процедурой, определяющей уровень качества образования, была и остается государственная итоговая аттестация выпускников. По итогам ГИА в 2022 году увеличилось количество участников ЕГЭ, преодолевших минимальный порог. Для сравнения: в 2021 г. количество преодолевших минимальный порог составляло 48%, а в 2022г. – 76%. Растет качество результатов участия школьников в конкурсах и олимпиадах. В 2022г. было награждено 60 учащихся образовательных организаций. Для сравнения в 2021 году – 49 учащихся.

По повышению показателя работы с успешными и талантливыми детьми в городе Буйнакске запланировано создание многоуровневой и многофункциональной образовательной среды для дальнейшего выявления и развития одаренных детей, их участия в федеральных и региональных образовательных программах и сменах.

А в рамках направления «Практикоориентированность школьного образования» запланирована и реализуется работа по популяризации естественнонаучного направления в системе общего образования. Это и реализация программы подготовки обучающихся Центра цифрового образования IT-куб, сетевое взаимодействие с образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования в сфере профориентационной деятельности, проведение онлайн-уроков по проектам «ПроеКТОриЯ» и «Профстрис», реализуется программа по развитию профориентации «Zасобой», также организация муниципальных научно-исследовательских конкурсов по химии, физике и информатике.

В этом году планируется организация проведения городского конкурса «Моя будущая профессия в рамках национального проекта «Билет в Будущее» и проведение индивидуальной и групповой работы с родителями по содействию в выборе профессии «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования».

Зарема Гамзатова раскрыла в своем докладе и остальные направления, по которым реализуется план мероприятий по повышению качества образования.

 

В конце 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о проведении в регионах РФ эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды.

В Минпросвещения пояснили, что главная цель внедрения ЦОС — создать равные условия для получения качественного образования на всей территории России. Эксперимент предполагает оснащение школ нужной инфраструктурой, предоставление им доступа к высокоскоростному интернету, разработку образовательного контента.

Так, благодаря внедрению этого проекта, многие школы Буйнакска в 2020 году получили долгожданное оборудование — это интерактивные панели, ноутбуки, также в Буйнакске был открыт Центр цифрового образования детей It-куб. Были запущены автоматизированные информационные системы, школы подключены к порталу госуслуг, у родителей появилась возможность подавать заявление для поступления в школу через личные кабинеты.

 

Продолжая эксперимент по внедрению ЦОС планируется подключение российских школ к единой федеральной государственной информационной системе «Моя школа», о которой на августовском совещании рассказала педагогам и родителям заместитель директора по информационным технологиям гимназии Зарипат Касумова.

 

— Уже с 1 сентября в 15 регионах начнется апробация данной системы, заработает доступ к сервисам и цифровым учебным материалам. А с 1 января 2023 года к единому федеральному порталу «Моя школа», с доступом к качественному и проверенному образовательному контенту и сервисам,  подключатся уже все школы страны.

По мнению экспертов, система «Моя школа» станет ядром будущей цифровой образовательной среды.

В систему интегрированы электронный школьный дневник, журнал, расписание, облако для файлов, библиотека контента с курсами, а также система поддержки проектной деятельности и портфолио учеников.

Зарипат Касумова обозначила главные задачи, которые будет решать ФГИС «Моя школа». Это создание унифицированного сервиса электронных журналов и электронных дневников; разработка электронных сервисов для организации приёма в образовательные организации; формирование цифровых портфолио обучающихся и другое.

— У «Моей школы» будет информационный обмен с порталом «Госуслуг», региональными информационными системами в сфере общего и среднего профессионального образования. То есть это будет платформа для полноценного взаимодействия всех участников образовательных отношений: педагогов, обучающихся и родителей, — добавила в завершение педагог.

 

Особенности идеологической воспитательной работы педагогов с детьми в образовательных учреждениях раскрыла в своем выступлении заместитель директора по воспитательной работе СОШ № 9 Зарина Селеева.

Задачу воспитания подрастающего поколения в соответствии с социальными и политическими преобразованиями в обществе педагог назвала одной из самых актуальных  для современной школы.

— Сегодня идейно-воспитательная работа осуществляется не с чистого листа, она имеет фундамент в виде сохранения позитивного воспитательного опыта, накопленного ранее, обеспечивается государственной властью. Поэтому в школах с 1 сентября 2022 года будут реализовываться сразу несколько патриотических нововведений: каждый понедельник школам рекомендуется начинать с торжественной церемонии поднятия флага и исполнения государственного гимна.  Эта работа в нашей школе уже проводится с мая текущего года. В рамках внеурочной деятельности с 5 сентября планируется ввести урок «Разговоры о важном». На нем учителя будут рассказывать школьникам «об основных текущих событиях». Такие занятия позволят не оставлять школьников «один на один с информационной войной. Через Классные марафоны педагоги в июле и августе уже прошли обучающие семинары в рамках проекта Минпросвещения «Разговоры о важном» и готовы к работе.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от нас с вами настойчивости, последовательности и большого терпения. И поэтому, чтобы избежать прошлых ошибок и не дать заполнить пустоту чуждыми нам постулатами, нужно не только говорить об идеологическом воспитании будущего поколения, но и активно работать в этом направлении, — отметила Зарина Селеева.

 

Заключительным выступлением на августовском совещании стал доклад заведующей детским садом № 12 Мадины Камиловой на тему «Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи в воспитании дошкольников».

— Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. Объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство подразумевает сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства. Можно выделить основных 4 направления организации работы в ДОУ с родителями: информационно-аналитическое, познавательное направление работы с родителями, наглядно-информационное направление и досуговое направление, — пояснила заведующая ДОУ.

 

В ходе совещания были подведены итоги реализации национального проекта «Образование», рассмотрены актуальные вопросы доступности дошкольного и школьного образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, эффективности дополнительного образования детей и развития воспитательного потенциала школы, педагогического просвещения родителей, цифровизации образовательного процесса, развития профессионального образования.

В торжественной обстановке прошла церемония награждения педагогов Буйнакска. Достижения и заслуги педагогов Буйнакска были отмечены почетными наградами Российской Федерации и Республики Дагестан.

 

Мукминат ДАИТБЕКОВА

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ