С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ… ПАМЯТЬ

В школьном музее

   С прошлого года готовилась наша редакция к выпуску цветного мелованного номера газеты к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. При любом удобном случае мы обсуждали, о чем будем писать и какие фотографии нужно сделать или найти. Тогда еще было решено одну полосу праздничной газеты посвятить школьным музеям. Среди них в городе проходил конкурс, победила в котором СОШ № 3. Планировалось разместить материал о музее, признанном лучшим в Буйнакске, и  проиллюстрировать текст красивыми цветными снимками. Но пандемия внесла свои коррективы в наши планы, поэтому город остался без Парада Победы, а мы с вами без цветного номера «Будней Буйнакска». Но о музее, который уже в республике занял второе место, мы не написать не могли. Ждать следующего 9 мая? Слишком долго. А когда там День музеев? Тоже в мае… Тогда давайте так, без повода, расскажем вам о школьном музее СОШ № 3. Поверьте, он этого более чем заслуживает.

 

Военно-исторический музей «Память» был открыт 20 октября в 1996 году. Но свое нынешнее направление и название он получил лишь в этом году. Тогда это был музей им. имама Шамиля, посвященный Кавказской войне. За время своего существования экспозиция расширилась, фонд стал богаче, разнообразнее и интереснее. Теперь это место, где оживают сотни историй, хранятся вековые экспонаты, а каждый предмет бесценен и дорог. Здесь просторно и аккуратно, с особой бережливостью сохранены выставленные чуть треснувший глиняный кувшин, керосиновая печка, старинный утюг…

Последние три года заведует музеем Шумайсат Алиева. Она рассказывает о своей работе, немного волнуясь, как будто боится не успеть сказать все — о каждом стенде, фотографии, мероприятиях, что здесь проходят, о школьниках, увлеченных краеведением, и их родителях, которые не остаются в стороне, о самых интересных экспонатах представленных в музее… а интересными и заслуживающими внимание она считает их все.

— Вот ученик принес пиалы, — говорит Шумайсат Магомедовна, держа в руках обычную керамическую посуду, — если даже сейчас кажется, что они не представляют никакой ценности, то, представляете, как их будут разглядывать лет через 30-50? За каждым предметом стоит своя удивительная история. Весь выставочный материал собран педагогами и учениками нашей школы, что-то приносят и горожане, живущие в нашем районе, узнав, что есть такой музей. Эти вещи будут жить еще долгое-долгое время и после нас, рассказывать последующим поколениям как строили свой быт их предки, и учить их точно также, как и мы сейчас, с трепетом и любовью относиться к своему прошлому.

Один из самых первых экспонатов в музее — люлька-качалка для новорожденных, которой уже сто лет, принадлежавшая семье Шумайсат Алиевой.

— Люлька моей прабабушки. Я ее долго хранила дома, а когда открылся музей, решила принести в школу. Хочу, чтобы она жила и после меня… Поэтому ей место в музее, — говорит Шумайсат Магомедовна.

На вешалке рядом висит темно-бордовое платье. В нем выходила замуж бабушка директора СОШ № 3 Мухудады Гаджиева. Стоит сундук со старинными тканями — у кого в селении такого не было? А может есть и сейчас. Сделанный из специальной глины дагестанский аул, у «подножья» которого, если посмотреть внимательней, можно увидеть маленькие камни. Оказывается, их собирают учащиеся школы, привозят из различных уголков Дагестана, куда ездят на экскурсии. Педагоги и воспитанники СОШ № 3 часто и сами организовывают поездки по родной республике. Из Балхара, например, привезли много кувшинчиков и горшков. Они занимают особое место в музее, а на уроках рисования ребята их расписывают. Особый интерес для детей представляет и веретено, о предназначении которого, наверняка, они и не знали, пока не увидели в школьном музее. И печатная машинка. Она работает, можно даже что-то набрать. По словам Шумайсат Алиевой, школьники с интересом все разглядывают, трогают… Вообще музей —  это первое, что видят ученики, когда впервые перешагивают порог СОШ № 3.

— В День открытых дверей экскурсия по школе для наших будущих учеников начинается именно с музея, — добавляет заведующая.

Помещение музея поделено на «зоны».  Экспонаты рассказывают об определенном отрезке времени, исторических событиях, памятных датах. Про Кавказскую войну, Дагестан в XIX — XX веках, дагестанцев — героев Советского союза, воинов-интернационалистов… Портреты наибов Шамиля напротив фотографий милиционеров, погибших при исполнении, стенд «Дагестан в 1999 году» и смоделированный Вечный огонь, снимки педагогов города, внесших свой вклад в развитие образования Буйнакска и даже старый телевизор… А на столе лежат фотографии выпускников школы разных лет — это будущий стенд, говорит Шумайсат Алиева и показывает себя на черно-белом снимке — она тоже училась в СОШ № 3.

— Какие еще планы? Хотим собрать материал о наших выпускниках, участвовавших в интернациональных войнах. О них ведь так мало известно, это несправедливо, — отмечает Шумайсат Магомедовна.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ... ПАМЯТЬ С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ... ПАМЯТЬ

Спрашиваю о самом запоминающемся мероприятии, проведенном в музее. Шумайсат Алиева задумывается, говорит, что каждый вечер или встреча, организованные в стенах музея, достойны считаться таковыми. А потом все-таки отвечает, что приезд в школу Магарама Алиджанова —  председателя Дагестанского Совета ветеранов, полковника ВДВ в отставке. Он приезжал, чтобы поздравить музей со вторым местом в смотре-конкурсе музеев боевой и трудовой Славы среди общеобразовательных учреждений РД, посвященном 75-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Почетная грамота висит на самом видном месте — у входа в музей, а рядом — благодарность от Международного комитета по Шамилевской премии и наградам, которую вручили школе в год 200-летия имама Шамиля.

В актив музея входят педагоги школы, которые время от времени собираются, чтобы обсудить дальнейшую работу хранилища истории, поделиться своими идеями. Есть и совет музея, состоящий из активных учащихся, мнения которых тоже учитываются. Несколько восьмиклассников выступают в роли гидов, которые проводят экскурсии, подробно рассказывая о представленных стендах и экспонатах.

— Дети очень заинтересованы в этой деятельности, им самим любопытно узнать, как раньше пряли на веретене или использовали керосиновую печку, — отмечает заведующая музеем.

— А что делаете, если школьнику неинтересно?

— Для этого и проводим мероприятия именно в музее, чтобы показать девчонкам и мальчишкам, что история — это важно, что без уважения к прошлому невозможно построить будущее, — объясняет Шумайсат Магомедовна.

В разговор включается заместитель директора по воспитательной работе Сакинат Арсланова:

— Знаете, что касается именно патриотического воспитания, то здесь, большое значение играет художественное слово. Я сама очень люблю поэзию, поэтому считаю, что через нее дети лучше понимают и осознают события прошлых лет. Например, стихотворения, написанные в годы Великой Отечественной войны, дети читают так красиво и проникновенно, что не вызывает сомнения — каждое слово пропускают через себя, проживают будто в настоящем времени. Мы сами не можем сдержать слез на мероприятиях, когда слушаем их выступления, — говорит педагог.

Мы еще говорим о патриотическом воспитании, попутно рассматривая старый альбом с газетными вырезками, книгу отзывов с пожеланиями гостей, побывавших в музее, фотоаппарат ФЭД-3, что хранится за стеклом, и старинные монетки…

Не знаю станут ли на самом деле ценны эти пиалы лет через 50, как говорила Шумайсат Алиева, но нет никаких сомнений, что они все также будут занимать свое место в школьном музее СОШ № 3, в котором бережно относятся к каждой частичке истории, в музее, носящем название  «Память».

Мукминат ДАИТБЕКОВА

Фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ