ПУТЬ К УСПЕХУ КАЖДОГО РЕБЕНКА

   Персонифицированное финансирование дополнительного образования. Эта «страшная» фраза ворвалась в жизни педагогов, родителей и детей внезапно и… озадачила. На страницах нашей газеты мы не раз публиковали интервью с Абдулмеджидом Багомаевым — и. о. директора Малой академии наук РД, который разъяснял суть персонифицированного финансирования. Но, если честно, вопросы еще остались. И в этот раз мы решили обратиться к Мадине Алихановой — директору Дворца детского творчества Буйнакска. Она же руководит Муниципальным опорным центром, созданным на базе ДДТ.

 Персонифицированное финансирование дополнительного образования (ПФДО) часть федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

В каждом регионе России создается единый региональный интернет-навигатор по дополнительному образованию и новая система финансирования дополнительного образования. Если раньше государственные деньги шли в дома творчества  в соответствии с государственными заданиями, то теперь по части программ внедряется персонифицированное финансирование дополнительного образования. Это означает, что каждый ребёнок, живущий в регионе, получает электронный сертификат на определенную сумму. Для каждого кружка или дополнительной образовательной программы определяется ее стоимость. Когда ребенок записывается в кружок или на образовательную программу, часть средств этого сертификата (или все) списываются в счет оплаты этого кружка.

— Основная цель проекта – обеспечить максимальный охват доступным дополнительным образованием 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет. В 2019 году город Буйнакск, как и 26 муниципалитетов РД, стал пилотным по реализации проекта «Успех каждого ребенка», — поясняет Мадина Алихановна.

— Как проходит реализация проекта в Буйнакске?

— Согласно дорожной карте, включающей в себя 23 шага, мы находимся в зеленой зоне и занимаем лидирующую позицию в республике. На сегодняшний день (14 сентября) нами выполнено уже более половины пунктов дорожной карты: это  подготовка  членов рабочей группы по внедрению персонифицированного финансирования; расчет параметров ПФ; подготовка и утверждение проекта программы ПФ; подготовка и утверждение нормативно-правовых актов об утверждении параметров расчета нормативных затрат на человеко-час, внесены изменения в локальные акты и т.д. Однако, все еще предстоит внести изменения в муниципальную программу развития для закрепления мероприятий по внедрению ПФ, есть шаги дорожной карты, которые сейчас на стадии принятия федеральными координаторами, есть документы  на утверждении в администрации, в финансово-экономическом управлении. Конечно, мы проводим и большую информационную работу.

— Как относятся родители к таким изменениям?

—  В 2019 году внедрение проекта шло ускоренными темпами, без должной информационной кампании, и это внесло свои сложности. Многие родители отнеслись с недоверием к АИС «Навигатор», так как он требует внесения персональных данных в систему. Хочу обратить внимание родителей на то, что без внесения персональных данных в систему и без присвоения реестрового номера каждому ребенку невозможно его  идентифицировать, иначе система даст сбой в виду огромного количества совпадений имен и фамилий обучающихся. И, главное, ни одна посторонняя организация и ни одно физическое лицо не имеет доступа к персональным данным навигатора.  Поэтому, информационная и разъяснительная кампания будет продолжена и в этом году.

 — А родители и законные представители детей сами должны регистрироваться в Навигаторе?

— Да. Однако не все родители владеют компьютером, поэтому наши педагоги помогают им в регистрации. Как и любая другая система, она может давать сбой, может возникнуть системная ошибка. Не у всех родителей будет на это время или терпение, мы понимаем. Поэтому и консультируем, отвечаем на вопросы, помогаем.

— Какие дальнейшие шаги?

— После регистрации в интернет-навигаторе необходимо подать заявку на получение сертификата.  В учреждении дополнительного образования ребенку дают сертификат с определенной суммой для обучения в любом кружке или секции. Выбрать можно только один. Однако в течение всего первого учебного года, ребенок может менять кружки и  секции. Скажем, записался на рисование, а спустя два месяца передумал и решил записаться на плавание, так ребенок ищет себя, что ему по душе.

— Это касается только новых учеников?

— Да

— А что с теми, кто учится у вас второй, третий год?

— Им тоже необходимо зарегистрироваться в Навигаторе, но финансирование этих программ идет через муниципальное задание. Они просто продолжают свое обучение.

— Значит поменялась не только система зачисления в учреждение дополнительного образования, но и сама программа обучения?

-Конечно. Раньше у нас были  многолетние  программы. И дети, посещая эти программы, могли, не определившись в своих интересах, прекратить дополнительное в любое время. Сегодня нацпроект предлагает создавать общеразвивающие программы (ознакомительные) одного года обучения для того, чтобы ребенок  мог в течение года определиться, какой вид деятельности он в дальнейшем выберет. В этот год он может менять кружки и секции, пока не найдет то, что ему нужно.  Единственным условием записи  ребенка по общеразвивающей программе (одногодичной программе) является то, что он может записаться только в 1 кружок. После обучения ребенком по ознакомительной программе в течении года, на следующий год он может выбрать программу более углубленного изучения. То есть ребенок продолжает свое образование по базовой и углубленной программам.

— И школьники могут записаться в два и три кружка?

— Да, но уже по базовой и углубленной программе.

— Какие преимущества у такой новой модели?  

— Возможность контролировать процесс дополнительного образования. При персонифицированном финансировании деньги идут за ребенком, и муниципалитет оплачивает его дополнительное образование по общеразвивающей программе. Таким образом можно отследить, какие кружки у детей популярны, а какие нет. Плюс, за все время обучения, с 5 до 18 лет, все достижения и успехи ребенка будут отражены  в навигаторе, а это, практически, готовое портфолио после окончания школы.

— А как идет комплектация кружков и секций в ДДТ?

— Всего город должен выдать 1138 сертификатов. Из них выдача 178 сертификатов закреплены за тремя спортивными школами, а остальные 960 — за  Дворцом детского творчества. Уже подано более 500 заявок. 168 договоров распечатано, остальные находятся в статусе необработанных или отмененных (т.е. заявление подано некорректно). Вообще цифра 1138 сертификатов — это  достижимая цифра для наших УДО. Проблема сегодня в том, что из-за слухов о введении карантина родители не особо-то проявляют активность в записи детей на кружки и секции. Они считают, что  нет необходимости записываться в объединения, если через неделю все опять закроют на карантин и переведут на дистанционное обучение. Хочу воспользоваться этой информационной площадкой и обратиться к родителям: не поддавайтесь на фейковые слухи и записывайтесь на кружки и секции УДО через навигатор,  приходите в учреждения для записи в кружки!

— Кажется с этой новой программой проблем не оберешься…

— В начале всегда непросто. Но не стоит бояться новшеств, надо идти в ногу со временем.

Я очень надеюсь, что все изменения в образовании будут происходить  в интересах наших детей.

— Спасибо за беседу.

 Мукминат ДАИТБЕКОВА

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ