Вернисаж
Я очень не люблю ходить на выставки в день открытия. Есть у меня такая фобия. Мне кажется, что за всем этим отвлекающим многоголосьем, многолюдьем и многословием, я теряю истинное очарование созерцания. И потому, частенько отказываясь от приглашений на открытие, хожу, когда схлынет людской поток.
Но есть люди, чье приглашение я просто не могу проигнорировать. Потому в очередной раз пришла в Буйнакский историко-краеведческий музей на выставку еще одного юного таланта…
«Осторожно, Мина!» гласила инсталляция в зале. И я прониклась.
Хожу, смотрю и пытаюсь понять «Абстракцию глазами Мины». Именно так называется первая персональная выставка молодой художницы, студентки 4 курса Буйнакского педагогического колледжа Мины Исмаиловой.
Выпускница Буйнакской школы искусств словно вырвалась на свободу, отринув каноны и расширив тесные рамки классической живописи. И на свет появилась новая Мина. Яркая, живая, подвижная как ртуть. И не надо говорить, что абстракция – это мазня на холсте. Нет! Это взгляд внутрь себя. Не каждый может решиться выставить свой внутренний мир на всеобщее обозрение. Но Мина – революционерка, она смогла!
«Куда мы метим? Далеко не дети, но все же путаем берега» — кричат белые буквы на черном фоне, а вокруг – желтые глаза одиноких окон и признание «Люблю тебя».
Вам кажется, что это абракадабра?
Вы просто не знаете песен MiyaGi (кстати, любимого исполнителя Мины). Просто послушайте. Там еще есть и такие слова: «И мир, что полон красок был — теперь пустой. Чернилами-скомканной памятью буду рисовать».
Вот она и рисует…памятью, образами, обнаженной душой.
Как все начиналось? Как сознание заполнила абстракция?
— Мы все сидели на карантине. Страх перед пандемией сковывал, — вспоминает Мина. – От страшной болезни уходили близкие. И однажды утром я просто взяла свой законченный натюрморт и замазала его черной краской. А потом по всему полотну, снова и снова стала выписывать букву «И». Почему «и»? Потому что в слове «жИвИ» их две!
Так началась работа над серией, передающей состояние. Мозг кипит, а ты стараешься сохранить взращенные в сердце наивные ромашки? Выплесни это на холст. Хочется яркого счастья, но ты закольцован, да, не одним, а несколькими цепями? Создай свое счастье из лучей солнца.
Каждая картина – вызов! Каждая – манифест. Смотришь и видишь перед собой валькирию. Ведь только ей по силам обуздать кистью неистовые страсти, которые рвутся на свободу. И испытываешь когнитивный диссонанс, когда оказывается, что автор – эта маленькая хрупкая девочка с глазами в пол-лица.
А в ходе общения становится ясно, что Мина вся состоит из контрастов. Слушает Цоя и хоррор-панк-группу «Король и Шут», но также нравится Эйнауди и Мияги. Обожает Льва Толстого, но перечитывает Хэмингуэя. Пишет «черные» стихи, но фанатеет от Маяковского. С каждым ее ответом я все больше понимаю, что она становится все загадочнее.
А церемония открытия выставки в это время идет своим, понятным и простым, чередом. Идейный вдохновитель – директор музея Микаил Дугричилов знакомит зрителей с художником, попутно проводя небольшой ликбез на тему «что такое абстракция». Говорят светлые, хорошие слова педагоги Мины, ее друзья. Звучит музыка в исполнении талантливых учащихся педколледжа (да-да, там можно найти совершенно разные таланты!). И пожелания, пожелания, пожелания…Стать знаменитой. Покорить мир. И много чего еще глобального. А я очень хочу верить, что Мина не потеряет себя. Не прогнется под обстоятельства. Не потускнеют в ее картинах краски, не потухнет внутренний огонь, что так ярко загорелся сегодня.
Сабина ИСРАПИЛОВА