28 апреля День работников скорой медицинской помощи
Профессию медика скорой помощи, пожалуй, можно назвать одной из самых сложных среди всех медицинских специальностей. Они всегда на передовой и всегда в условиях, близких к экстремальным.
Сегодня хочу рассказать вам о совсем юной «спасательнице» — Юлдус Хангеревой, которая уже почти два года работает на Буйнакской станции скорой помощи.
Еще совсем малышкой Юлдус решила, что хочет связать свою жизнь с медициной. Ей с детства нравилось всех лечить, и всех было жалко.
— Помню, как любила маленькая делать всем массаж, лечить от простуды, чай там заварить, заботиться, — вспоминает девушка. — Я часто бывала в селении у бабушки и дедушки. Бабуля много болела, и к ней вызывали неотложку. Я смотрела, как медики работают, и думала — вырасту и тоже буду спасать больных.
Успешно окончив школу, Юлдус поступила в Буйнакское медицинское училище, на фельдшерское отделение, по окончании которого уехала в Москву, работать в столичной поликлинике.
— Мне не было как-то сложно начинать там новую жизнь. Москва меня приняла, так сказать, с распростертыми объятиями, — улыбается наша героиня.
Период работы Юлдус в столице совпал со страшным для всего мира периодом – наступил ковид. Тогда девушке предложили поработать в “красной зоне”.
— Очень не хватало людей, и нам предложили. Я понимала, что работа опасная, но куда деваться. Сложные времена были для всех. Трудились сутками, иногда и по двое. Но все это затянуло девушку, и она уже точно поняла, где хочет работать — на станции скорой помощи.
Бригада, выезжаем!
Рабочий день на станции скорой медицинской помощи начинается в 7 утра. В коридорах всегда много людей, у работников — пересменка, и она занимает всего 15 минут. Фельдшеры и водители, отработавшие свои сутки, собираются домой, а те, кто принял смену, уже давно на месте. Перед тем, как отправиться помогать, фельдшеры проверяют карету скорой помощи, берут планшет, на который будет приходить информация о вызовах, и записываются в журнал.
— Работа на «скорой» – это, конечно, тяжелый труд, и в самом начале я очень боялась, переживала перед каждым выездом, — рассказывает фельдшер.
Новая смена не всегда начинается с чашечки чая или кофе. Бывает, только все расселись вокруг стола, как раздается звуковой сигнал: «Бригада, выезжаем». А рабочий день начался всего 15 минут назад…
— Иногда по три раза присаживаемся обедать, только приготовимся — приходит вызов. А бывает, что вообще без обедов и ужинов остаемся, – делится девушка.
Но для Юлдус это стало уже привычным делом. Конечно, надо быстрее выезжать на вызов. На сборы — всего минута.
Несмотря на юный возраст, она уже владеет специальными знаниями и практическими навыками по всем экстренным, неотложным состояниям медицины, включая интубацию трахеи, осуществление внутрикостного доступа и самостоятельного проведения тромболитической терапии.
На рубеже жизни и смерти
Каждое дежурство приносит ей что-то новое. Никто не знает, что именно пошлет судьба – сколько травм, аппендицитов или инфарктов. Юлдус Зауровна хорошо понимает, что она, как и все медицинские работники, стоит на рубеже жизни и смерти. Всегда. Даже если приходится оказывать медицинскую помощь при состояниях, не требующих экстренности, она осознает, что могут возникнуть осложнения, что, уж, говорить о тяжелых недугах.
— Я просто помогаю людям. Это моя работа, у каждого она разная, у меня — такая, — скромно говорит девушка.
В перерывах между выездами фельдшеры заполняют рабочие журналы — о вызовах, имеющихся лекарствах, предрейсовых осмотрах водителей, межбольничных перевозок больных и многие другие. Вся эта так называемая «бумажная волокита» необходима и важна, и, несмотря на рутинность, должна быть в полном порядке.
Вызовы без причин
В течение дня есть и такие звонки, где медик может помочь непосредственно по телефону, подсказать, какое лекарство принять, как сориентироваться в ситуации, если появились проблемы со здоровьем — этого бывает достаточно, чтобы помочь пациенту.
— Очень много выездов, по моему мнению, лишних. К сожалению, не все понимают, что пока мы выезжаем на вызов, где у молодой девушки просто болит голова, где-то может ждать человек с инфарктом или инсультом. В такие моменты, конечно, я не понимаю людей, — говорит Юлдус.
Свои же чувства – обиду, досаду, боль, страх, испуг – фельдшеры скорой помощи держат в узде, ни в коем случае не давая им взять над собой верх. Ситуации на выезде случаются разные — пациенты, к которым они спешат на помощь, часто бывают в состоянии аффекта или шока. К каждому нужно найти подход, суметь успокоить, уговорить, убедить, что приехал «с миром».
— Но самые сложные выезды – это когда что-то происходит с детьми, ребенок задыхается или его парализовало. Совсем недавно мы ездили к пятимесячному малышу, который просто перестал дышать. Для меня такие моменты — самые сложные. И мне не стыдно признаться, что медикам тоже бывает страшно, — говорит наша героиня.
Но даже такие страшные, тяжелые морально и физически ситуации не могут уменьшить любовь фельдшеров «скорой» к своей профессии. Ведь на их счету — спасенные жизни, и это дает силы работать дальше.
Без улыбки — никуда
Юлдус — очень позитивный, веселый человек. Наверное, таким и надо быть, чтобы суметь пациента разговорить, отвлечь, расположить к себе, особенно детей, которые боятся людей в белых халатах, и пожилых, которые, порой, ведут себя как дети, и требуют к себе особого отношения.
Бабушки и дедушки, по признанию сотрудников «скорой», самые благодарные пациенты. Многих они уже узнают по голосу, когда те звонят на «03». По приезду медиков встречают как родных, уверяя, что от одного их вида им уже легче. Стараются угостить, накормить, чтобы таким образом выразить свою признательность.
В августе будет уже два года как наша героиня начала работать на “скорой” и уверена, что в выборе профессии она не ошиблась. Помогать людям – ее миссия. И, несмотря на все минусы и сложности, девушка очень любит свою работу.
Сабина ИСРАПИЛОВА