«МОЙ ПРИНЦИП – УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

Актуальное интервью

   Каждый гражданин России имеет право получить образование, и любой диагноз не должен стать проблемой. Есть несколько вариантов обучения, которые зависят от типа школы. Доступно и домашнее обучение, однако только в тех случаях, когда дети не в состоянии посещать школу. На эту тему мы и побеседовали с Джамилей Умаровной АТАЕВОЙ — директором СОШ № 8, в которой дети коррекционного блока обучаются параллельно с теми, кто занимается по обычной общеобразовательной программе.

Может быть, это связано с тем, что обучение на дому влечет за собой социальную изоляцию детей. А работа с педагогами и контакт с другими детьми может помочь как можно быстрее избавиться от симптомов задержки развития.

   — Джамиля Умаровна, не звучит ли устрашающе словосочетание «коррекционный класс»?

— Думаю, любой родитель согласится, что словосочетание «коррекционный класс» звучат несколько устрашающе. Сразу же воображение рисует жуткие образы детей с кучей физических недостатков, безумными взглядами и неадекватным поведением. Наверное, именно поэтому многие мамы и папы немедленно отказываются от предоставления детям возможности получить качественную коррекционную помощь («вы что, разве мой ребёнок такой?!»), предпочитая оставить всё так, как есть, и надеясь на … вот, не знаю даже, на что. Только на чудо, видимо… Хотя в такой ситуации надо бы как следует разобраться, что к чему, и, уж, потом принимать обдуманное решение, а не «пороть горячку». Кстати, большая часть обучающихся специальных классов внешне абсолютно ничем не отличается от остальных детей.

— С какой целью создают спецшколы?

— Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно, в каждом случае решают только родители. Коррекционная школа — это образовательная организация, где обучают ребятишек с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с патологией речи, нарушениями интеллекта или задержкой в развитии. Учебную программу таких заведений разрабатывают с учетом особенностей деток, чтобы они усваивали новые знания эффективно, в комфортном для себя темпе.

— Чем отличается адаптированная образовательная программа от обычной программы?

-Адаптированная образовательная программа отличается от обычной тем, что её составляют педагоги специально для тех детей, которые нуждаются в особых образовательных условиях. Под условиями здесь понимается и содержание программы (то, чему именно будут учить), и технологии, методы и приёмы обучения (как будут учить), средства обучения (с помощью каких материалов, учебников, оборудования будет организован образовательный процесс), какие специалисты нужны для оказания коррекционно-развивающей помощи ученику, что нужно изменить в школьных помещениях, чтобы ребёнку было удобно, какая нужна мебель и много-много другого.  Разумеется, что обучение по адаптированной программе необходимо тем детям, у которых имеются какие-либо нарушения в развитии.

  — Джамиля Умаровна, стоит ли сразу соглашаться с решением ПМПК?

— Соглашаться ли на обучение по адаптированной программе, если психолого-медико-педагогическая комиссия таковое рекомендовала? На мой взгляд, однозначно – да! Потому что раз ПМПК такую рекомендацию дала, значит, на то были очень серьёзные причины в виде непростых проблем как в учёбе, так и в развитии в целом (ведь не зря же вы с ребёнком проходили комиссию, не из любопытства же и не развлечения ради?).  А если продолжать обучать ребёнка так же, как и раньше, по обычной программе, то изменений к лучшему можно не ждать (это мягко говоря), а вернее всего, ситуация будет ухудшаться и усугубляться. В случае согласия родителям необходимо принести в школу то заключение, которое было им выдано в ПМПК, и написать заявление на имя директора с просьбой перевести ребёнка на обучение по другой программе (по той, которая указана в заключении).

— А какие педагоги у Вас работают с такими детьми?

— У нас работают опытные, обученные педагоги, которые знают особенности детей с нарушениями, владеют специальными методами и приёмами обучения, а попросту говоря, умеют учить детей с разными возможностями. В обычных классах учителя привыкли работать со «средними», обычными детьми и могут не знать многих нюансов. В основном, у нас работают учителя — профессионалы, которые работали еще в коррекционной школе №2 по ул. Хизроева, до её закрытия. У каждого из них свои программа и методика преподавания. Поэтому я не вижу никаких проблем и в этом направлении.

  — Какие условия созданы для ваших учеников в школе?

— Там созданы специальные условия: особое расписание, учебники, методические пособия. Образовательный процесс чётко организован и давно налажен.

В таких классах обязательно работают «узкие» специалисты – логопеды, психологи, дефектологи, которые проводят коррекционные и развивающие занятия.

В коррекционных классах большое внимание уделяется внеурочной деятельности, развитию способностей и талантов обучающихся. Это значит, что у ребёнка будет больше возможностей проявить себя в разных видах творчества, в спорте и т.д.  Меньшая наполняемость классов (до 15 человек), т.е. у учителя есть возможность почти на каждом уроке поработать с учениками индивидуально. Эти два блока друг другу абсолютно не мешают. Они занимаются на разных этажах. У них разные коллективы учителей. Общий у них только директор школы (улыбается).

  — А взаимоотношение детей между собой – «свой», «чужой». В этом плане как дела обстоят?

—  Никаких проблем в этом плане нет. На эту тему я могу говорить много и долго. Эти различия понимают только взрослые. Если взрослые не акцентируют свое внимание на этом, ребенок никогда не увидит разницы между своими сверстниками. Мы эту разницу стерли. Мы никогда не говорим вслух «коррекционный класс». Общешкольные мероприятия проводим всегда вместе. Выступают и коррекционные, и общеобразовательные классы. У нас в школе учителям запрещено говорить: «Если будешь плохо учиться, я тебя спущу в коррекционный класс». Воспитательная работа с учителями и родителями привела к тому, что разница в школе абсолютно стерлась, дети её не чувствуют. Они дружат между собой. Общаются. На первый взгляд не отличишь их друг от друга.

— Какой документ получает ребенок после окончания 9 класса?

— В коррекционном блоке у нас занимаются дети с 1 по 9 классы. Аттестат об окончании школы дети не получают, а получают только свидетельство об окончании коррекционного класса, так как у нас нет статуса коррекционной школы. Это очень сильно мешает нам в работе. В свои 15 лет ребенок остается без дальнейшего образования. Их не берут профессиональные колледжи, как раньше СПТУ, хотя это обязательное условие. В дальнейшем они должны были быть трудоустроены, получив конкретную трудовую профессию. Это очень большая проблема, над которой мы работаем, обращаемся в разные инстанции. По сей день абсолютно никакой привилегии у СОШ № 8 нет, как коррекционной школы. От этого, в первую очередь, страдают наши дети и их родители. Из-за этого мы не можем участвовать в каких-то проектах всероссийского и республиканского уровня, потому что нет статуса коррекционной школы.  Надеюсь, общими усилиями вопрос статуса школы будет решен – ведь это так важно .

 — Давайте поговорим о другом блоке образования вашей школы. И там, наверное, немало проблемных моментов?

— Где только их нет! Духовно-нравственное воспитание для нашей школы – это очень важное направление образования. Я очень люблю говорить на эту тему. Всегда считаю, что, все-таки, учитель в школе имеет большое значение. Очень часто нас посещают инспекторы ПДН. Они тесно сотрудничают с нашей школой.  Инспектор ПДН майор полиции Зухра Ибрагимова, приводя очередного «штрафника» ко мне, говорит: «Вот, не справляются с ним в другой школе, а вы можете найти общий язык с любым. Возьмите к себе в школу». Она и слушать не хочет мое: «Почему все время к нам? Ну, не исправительная жеколония?». Отвечает «Вы – последняя надежда. Возьмите под свою опеку». Вот, и приходиться находить общий язык со всеми проблемными подростками, хотя потом выясняются причины такого поведения…  Оставаться в стороне и быть бесчувственными просто невозможно в таких ситуациях.

Приведу один пример. Инспекторы ПДН привели мальчика, который после 5-го класса перестал ходить в школу. Выясняется потом, что он живет с больной бабушкой вместе. У него нет рядом ни отца, ни матери. И ребёнок не в школе, потому что зарабатывает своим трудом на жизнь и ухаживает за больной бабушкой. Как можно такого ответственного мальчика не взять под свою опеку. Может быть, я и нарушаю какие-то законы, но как можно оставить ребенка в такой трудной жизненной ситуации. , приходится быть понимающей и поддерживающей всех… Когда ученик приходит в школу, не выучив урок, мы, в первую очередь, выясняем причину, прежде чем ставить ему двойку. Мне доставляет особое удовольствие работать с такими «трудными» подростками. Я показываю им, что есть и другая жизнь и она в их руках. Основные принципы, которые я соблюдаю при любых ситуациях – уважение к личности ребёнка. И этот подход всегда оправдывает себя.

— И в заключение, что бы Вы посоветовали родителям таких детей?

— Вообще, если есть рекомендация ПМПК об обучении по адаптированной образовательной программе, игнорировать это нельзя, иначе само по себе ничего к лучшему не изменится, а вот к худшему – очень легко.  Я это вот к чему. В коррекционных классах педагоги не просто делают свою работу (учат детей) – они делают это так, как нужно именно этим детям, и у них есть чёткая, сложившаяся, отработанная система деятельности. Именно поэтому в таких классах результаты обучения по АОП лучше и выше, чем когда ребёнок с особенностями учится в обычном классе. Выбор, конечно, остаётся за родителями, и принудить их принять то или иное решение никто не  вправе. Однако хочется сказать ещё вот о чём. К сожалению, очень часто родители в трудных ситуациях советуются, мягко говоря, не с теми, с кем нужно, и прислушиваются к мнению посторонних людей. Поэтому не слушайте соседей, родственников, знакомых, а идите за советом к педагогам коррекционного образования, к родителям детей из таких классов, и сами решайте, переводить ребёнка в коррекционный класс или нет. И, конечно же, хорошенько продумайте перспективы для своего ребёнка.

    Магомед АБДУЛАЗИЗОВ

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ