МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА

Встреча с прекрасным

    Художники видят больше, глубже, ярче, сочнее и детальнее весь мир и поэтому способны передать малейшие нюансы каждого образа настолько выразительно, что в целом создается эффект реальности, становится видно настроение картины. Великий Сальвадор Дали говорил: «Художник не тот, кто вдохновляется, а тот, кто вдохновляет».

Художник не смотрит на окружающий мир обывательским глазом, не воспринимает мир равнодушным сердцем. Талантливый человек воспринимает этот мир в неожиданном и таинственном ракурсе. Художник видит тысячи разных оттенков даже в одном цвете. Таков глаз настоящего таланта. Такова палитра восприятия им окружающей среды.

Недавно я познакомился именно с таким неординарно мыслящим человеком — художником Расулом Абдулмеджидовым. Он умудрился открыть свою художественную мастерскую в центре Буйнакска, на улице Орджоникидзе.

И первым я задал ему почти «коммерческий» вопрос:

— А почему не продуктовый магазин? Кому нужны сегодня картины?

— А что, в нашем городе недостаток коммерческих магазинов? – задает, улыбаясь, ответный вопрос мой собеседник.

… Смотрю и любуюсь манящим взор вернисаж: портреты, пейзажи, натюрморты, графические работы – почти все направления классического искусства. Нет, это не крохотная мастерская художника… Эта большая галактика таинственных миров… Каждая картина — целый роман в красках… Любуясь этими великолепными картинами, вспоминаю незабвенного Сальвадора Дали: «Художник не тот, кто вдохновляется, а тот, кто вдохновляет». Да! Они на самом деле вдохновляют меня, и не только…

Хотя художник пишет картины с большим удовольствием, но говорит о себе неохотно. Родился в 1967 году в поселке Южно-Сухокумск. В 1978 году переехал на постоянное место жительство в Нижнее Казанище. Два года ходил в Буйнакскую художественную школу. Окончил Избербашское педагогическое училище. С детства любил рисовать пейзажи, портреты, натюрморты. Участвовал в разных выставках. Отец двоих детей. Объездил весь Северный Кавказ в поисках «чудных мгновений» для будущих своих картин…

  — Дагестан — удивительно красивый уголок земли, — говорит художник. — Куда не пойдешь – великолепные пейзажи: предгорные, горные, равнинные. Мне кажется, что в каждом дагестанце сидит художник, поэт, композитор. У нас, кстати, очень талантливый народ. Иначе и быть не могло. Такая природа. Такие завораживающие пейзажи. Я всегда восхищался всем этим, еще будучи ребенком. А теперь стараюсь эту красоту отражать в своих картинках.  

 

Согласись, что восприятие художника не похоже на процесс работы с фотоаппаратом. Не так ли?

   — Конечно же, так! Мы смотрим вокруг, предсказывая, что должны увидеть, но не видим реальных предметов. Очень важно для художника перестать распознавать объекты. Вместо этого нужно смотреть на картину как на сочетание линий, теней, форм и контуров. И, практически, сразу рисунки становятся более реалистичными и объемными. Учителя рисования замечают, что начинающие художники преувеличивают размеры ключевых черт лица, рта и глаз на своих первых портретах. Опытные — умеют преодолевать это и изображают мир таким, как он выглядит в реальности. Даже мастера, например, Леонардо да Винчи, прибегали к специальному трюку — смотрели на натуру сквозь специальное решетчатое стекло, чтобы воспринимать реальные пропорции, не искаженные несовершенным восприятием человеческого зрения.

— Генри Миллер говорил: «Художник всегда одинок – если это художник». Вы любите одиночество?

— Временами очень люблю быть наедине с самим собой, хотя я не одинокий человек в этой жизни. У меня очень много талантливых друзей. Общение с ними дает мне новый импульс вдохновения, обогащает мой кругозор и восприятие мира.

 — Интересный факт: оканчивая школу, японский школьник должен различать 240 оттенков цвета. Говорят, что это 24 основных цвета и 10 вариаций каждого из них. Я даже слышал, что эти цвета и оттенки имеют свои названия и номера, входящие в цветовую координатную систему. Причем, всё это должен видеть обычный, рядовой школьник. А как видят, по-твоему, люди разных профессий?

— Профессия человека, безусловно, влияет на его восприятие. Например, врач, глядя на собеседника (не пациента), уделит внимание не только теме разговора, но и тому, как выглядит человек, каковы симптомы его болезни? Психолог заглянет во внутренний мир человека. Бизнесмен подумает о том, чем будет выгодно сотрудничество с этим человеком? А что увидит художник? Понятно, что и художник может подумать обо всём вышеперечисленном. Однако, он обязательно уделит внимание другому. Он подметит характер человека, посмотрит на то, как меняется цвет волос и лица в зависимости от освещения. Обратит внимание на стиль одежды. На форму и светотень частей лица: лба, глаз, носа, губ… Вообще, на то, как падает свет на фигуру. На пропорции всей фигуры. Ведь именно эти вещи художники изучают пять лет в художественном училище и далее, в академии. Если наш воображаемый художник ещё и портретист, то такой взгляд вообще, будет неизменным спутником его восприятия.

— Итак, что должен видеть профессиональный художник в первую очередь в натуре?

— Форма. Свет и тень. Пространство. Пропорции. Глаз художника должен очень тонко видеть цвет. В мире существуют миллионы оттенков цвета. Профессиональный художник должен превышать эту планку и видеть малейшие изменения цвета и тона.

-Получается?

-Очень стараюсь. Но не мне же судить. Надеюсь, что да …

Не зря говорят: люди смотрят глазами, а художник – сердцем. В талантливо написанных картинах всегда присутствует божественная аура и многообразие оттенков мозаичных красок, что мы и видим во многих картинах художника Расула Абдулмеджидова.

Пожелаем же ему дальнейших творческих успехов.

 

      Магомед АБДУЛАЗИЗОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ