МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

0
361

по организации работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства с 1 октября 2021 г. в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»1

  В соответствии с пунктом 2 Указа иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 г. и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 г. законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 г. включительно обратиться в территориальные органы МВД России с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации.

Иностранные граждане, не воспользовавшиеся данной возможностью, с 1 октября 2021 г. будут считаться незаконно находящимися на территории Российской Федерации и подлежат ответственности в соответствии с действующим законодательством.

С 1 октября 2021 г. полностью прекращает свое действие запрет на принятие в отношении иностранных граждан решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания (проживания), не разрешении въезда и сокращении срока временного пребывания.

В целях недопущения превышения лимитов содержания в специальных учреждениях территориальных органов МВД России, предназначенных для временного размещения иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации или реадмиссии, при производстве по делам об административных правонарушениях необходимо принимать во внимание: резерв свободных мест в специальных учреждениях, при необходимости заблаговременно прорабатывать вопрос о создании дополнительных площадей, предусмотрев альтернативные варианты размещения, в том числе за счет: перепрофилирования отдельных помещений специальных приемников для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, использования быстровозводимых конструкций с учетом имеющейся практики ГУ МВД России по г. Москве, Московской области и Краснодарскому краю; наличие международного транспортного сообщения с государством гражданской принадлежности иностранного гражданина и реальной возможности реализации мероприятий по административному выдворению в принудительной форме; личность иностранного гражданина с точки зрения возможной угрозы, которую он представляет или может представлять для общественного порядка и безопасности; наличие у иностранного гражданина действительных документов, удостоверяющих личность и необходимых для пересечения Государственной границы Российской Федерации; повторность совершения административного правонарушения.

С учетом комплексного анализа вышеуказанных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии со стороны иностранного гражданина угрозы для обеспечения безопасности и правопорядка и препятствий для выезда такого лица с территории России, следует: воздержаться от направления материалов в суд, ограничиваясь назначением административного наказания в виде штрафа — за впервые совершенные административные правонарушения в сфере миграции в случае, если в соответствии с санкцией статьи КоАП дополнительное наказание в виде административного выдворения не является обязательным; отражать в направляемых в суд административных материалах либо заявлять в судебном заседании позицию о целесообразности назначения судом дополнительного наказания в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда — в случае, если дополнительное наказание в виде административного выдворения носит безальтернативный характер.

При этом в случае неизбежности помещения иностранного гражданина в специальное учреждение представителям территориальных органов МВД России следует ходатайствовать перед судом об избрании места помещения иностранного гражданина в специальное учреждение без указания его территориальной принадлежности, что позволит содержать лиц, в отношении которых судом вынесено постановление о принудительном выдворении, в любом территориальном органе МВД России, обеспечив при необходимости возможность его перемещения в другие регионы.

В рамках активизации работы по вывозу в государства гражданской принадлежности лиц, содержащихся в специальных учреждениях, следует обеспечить эффективное взаимодействие с территориальными органами ФССП России, ФСИН России, консульскими учреждениями иностранных государств, а также национальными диаспорами, используя наряду с официальной перепиской все возможные форматы совместной работы (проведение межведомственных совещаний, инициирование заседаний соответствующих оперативных штабов и др.). О возникающих проблемных вопросах в установленном порядке целесообразно информировать органы прокуратуры, а по вопросам, требующим решения на уровне МВД России, — подразделения центрального аппарата Министерства.

В ходе осуществления ежедневного мониторинга количества лиц, находящихся в специальных учреждениях, в порядке упреждения их переполнения заблаговременно (при наполнении от 80% до 85%) вырабатывать необходимый комплекс мер по перераспределению содержащихся в них лиц, в том числе предложения о помещении в специальные учреждения других регионов, имеющих достаточный резерв мест, с получением их предварительного согласия, о чем информировать подразделения центрального аппарата МВД России.

В период действия остальных положений Указа работа с иностранными гражданами осуществляется с учетом следующих особенностей. 1. На иностранных граждан, урегулировавших свое правовое положение в Российской Федерации до 30 сентября 2021 г., в полной мере распространяется действие Указа, в том числе по приостановлению до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течения сроков временного пребывания иностранных граждан, сроков постановки на учет по месту пребывания без необходимости совершения действий для их продления.

Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия указанных ограничений), до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утвержден. В этой связи действие положений Указа до утверждения соответствующего перечня распространяется на граждан всех иностранных государств без исключения.

В обозначенный Указом период иностранные граждане, урегулировавшие свое правовое положение, вправе обратиться с заявлениями о выдаче разрешительных документов для проживания в Российской Федерации.

При этом для выезда из Российской Федерации указанной категории иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию

в порядке, требующем получения визы, по их обращению следует оформлять транзитные визы.

Разрешительные документы на проживание и регистрация по месту жительства иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, срок действия которых истекает до 31 декабря 2021 г., считаются действительными до 18 июля 2022 г. включительно.

Сроки временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, регистрации по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которые истекают после 31 декабря 2021 г., возобновляются с 1 января 2022 г. и считаются продленным на 199 дней с даты окончания. 2. В случае, если иностранный гражданин был привлечен к административной ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации при подаче заявления об урегулировании его правового положения, такое привлечение не должно рассматриваться в качестве основания для вынесения решения о не разрешении въезда в Российскую Федерацию. 3. Относительно порядка оформления иностранным гражданам разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, а также их трудоустройства обращаем внимание на следующее. 4. До конца 2021 года иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, не утратят права на обращение с заявлением о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления и заявленной цели визита в Российскую Федерацию.

Право на заключение трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с работодателями или заказчиками работ (услуг) вне зависимости от заявленной цели визита в Российскую Федерацию сохранят иностранные граждане, являющиеся гражданами государств — членов Евразийского экономического союза.

Работодатели или заказчики работ (услуг), имеющие разрешение на привлечение и использование иностранных работников, также смогут обращаться за выдачей (продлением) разрешений на работу иностранным гражданам без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию.

Кроме того, трудовая деятельность иностранных граждан, оформивших трудовые (гражданско-правовые) отношения в соответствии с обозначенным порядком, признается законной и после 31 декабря 2021 г.

Таким образом, для всех иностранных граждан, урегулировавших свое правовое положение, сохраняется возможность оформления до окончания текущего года необходимых разрешительных документов и законного осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации на весь период действия таких документов или трудовых (гражданско-правовых) договоров соответственно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ