ЛУННЫЕ ПЕЙЗАЖИ ШАГАНЭ

0
440

Выставка в музее

Старинное здание исторического музея в Буйнакске по праву можно назвать одним из самых красивых в городе. А чтобы описать всю его историю, наверное, нужно будет написать книгу, так много всего удивительного происходило в его стенах. В пору моего детства, здание было заброшено и грустно взирало на этот мир пустыми глазами разбитых окон. А некогда аккуратный палисадник разросся и напоминал нам, детям, диковинный лес. Опасный, немного жуткий, но притягательный. Мальчишки лазили через забор и время от времени находили там отбитые у гипсовых скульптур конечности, а потом пугали нас разбитой кистью какой-нибудь гипсовой красавицы…

Потом у здания начался новый этап. В него вдохнул жизнь удивительный человек – художник, философ, фронтовик – Магомед Дугричилов. А помогал ему Народный учитель России Булач Гаджиев. Эти два великих человека-сподвижника вновь подарили  городу настоящий культурный центр.

Когда Магомеда Муртазалиевича и Булача Имадутдиновича не стало, признаюсь, я думала, что и музей вновь уйдет в небытие. Но, генетика – великая сила. На смену отцу пришел сын – Микаил Дугричилов. Человек, столь же беззаветно и безоглядно влюбленный в историю своего города.

Микаил Магомедович чем-то напоминает мне Дон Кихота. Только не воюющего с ветряными мельницами. А уже немного уставшего, ироничного, понимающего всю тщетность и бренность этого мира. Но, стоит ему увидеть нечто прекрасное – как глаза загораются восторженным донкихотовским блеском. И он, как одержимый, начинает работать над тем, чтобы явить это прекрасное всему миру, приобщить к чаше познания страждущих, напоить души, погрязшие в житейских проблемах эликсиром света и любви. Он ищет талант и, как опытный ювелир, придает сырому минералу яркую огранку. Художники и поэты, музыканты и лицедеи – для них дверь музея открыта всегда. Это их дом. Потому что музей Дугричилова  (а именно так называют его буйнакцы) не замершее в стазисе воспоминание о былом, а живой организм, генерирующий и транслирующий волны духовности.

Совсем недавно в Буйнакском историко-краеведческом музее состоялась  выставка самобытной художницы Шаганэ Улакаевой – еще одного «открытия» Микаила Магомедовича.

Художница родом из поселка Сабнова Дербентского района, но волею судьбы попавшая в Буйнакск.

На стенах – всего десятка два картин. Но каких! Они словно светятся экспрессией. Насыщенные, неземные краски лунных пейзажей Шаганэ завораживают, притягивают, держат в плену. Смотришь на саму художницу и удивляешься, как в столь хрупком теле умещаются столь бурные бушующие эмоции?

В семье Улакаевых все талантливы. Отец – резчик по камню, работал главным художником на ковровом комбинате, дядя – резчик по дереву, брат делает лепнину. А вот в роду матери – все медики. Поэтому изначально девушка получила медицинское образование и служила в медроте  воинской части. Но потом отцовские гены взяли верх, рука потянулась  к кисти  и Шаганэ начала писать картины.

— Я – самоучка. Но дом наш всегда был настолько пропитан живописью, что мне оставалось просто настроиться на эту волну и плыть по течению, — говорит художница. — Люблю работать гуашью, которая дает бархатистость рисунку. Акрил помогает выразить форму. Масло – передать настроение. А любимое направление – абстракция. Все выставленные на вернисаже картины полуабстрактны. Основная цель выставки – привлечь детей к творчеству. Чтобы они развивались духовно. Я сама мама, у меня трое сыновей, и  вижу, что духовность уходит на задний план. Искусство заменяют технологии.

Шаганэ развивает не только своих детей. Уже пять лет ведет она кружок рисования для малышей, а по вечерам у нее — курсы для взрослых. Ведь творчеству все возрасты покорны.  И желающих приобщиться к миру изобразительного искусства немало. Поэтому совсем скоро девушка планирует открыть свою студию.

На вопрос: долго ли готовилась к выставке и почему в ней так доминирует лунная тематика, отвечает, что работала достаточно долго. Свои лунные пейзажи создавала под настроение. Почему лунные работы? Луна – символ женского начала.

Имя Шаганэ – не псевдоним. У нее арабо-турецкие корни и столь поэтичное персидское имя, которое правильно звучит как «Шаханэ», дали родители. А переводится оно как «прекрасная».

На открытии выставки было очень много молодежи – школьников, студентов. В камерной, уютной обстановке звучали музыкальные композиции воспитанников музыкальной школы. И каждый присутствующий получал несравнимое ни с чем эстетическое удовольствие от этого духовного симбиоза  нот и красок. Микаил Дугричилов, словно гриновский сказочник Эгль внушал нам, как Ассоли, что впереди всех ждет чудо.

И чудо произошло! Шаганэ принесла в дар музею ковер, который в 1948 году выткала ее бабушка со своими сестрами к своей свадьбе. На  ковре-сумахе – свадебные орнаменты (джанжир сумах), символизирующие свадебное застолье, которое длилось 7 дней. И у каждого дня было свое предназначение. Раньше нашим девушкам несвойственно было передавать свои эмоции словами, они рассказывали о своих чувствах в коврах. Так что ковер можно воспринимать как зашифрованное послание, тайные письмена. Этот ковер ткали не профессиональные ковровщицы – а девочки, старшей из которой было 15 лет. И эту бесценную семейную реликвию художница просто подарила. Теперь ковром будет любоваться не только ее семья, но он будет дарить тепло и красоту всем посетителям музея.

Сабина ИСРАПИЛОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ