ЛЕТЧИК, ПОДАРИВШИЙ МИРНОЕ НЕБО

14 августа 2022 года исполняется 100 лет со дня рождения героя Советского Союза Акаева Юсупа Абдулабековича. Для Буйнакска имя летчика-штурмовика связано не только со славным историческим прошлым, но и настоящим, в котором отважный  участник Великой Отечественной войны стал национальной гордостью, примером мужества и бесстрашия, героем, о котором рассказывают детям, чьи портреты висят на стенах в школах.

 

«Буйнакск гордится своими Героями Советского Союза: командиром роты 253-го отдельного танкового полка 1-й армии Белорусского фронта, старшим лейтенантом Анатолием Хуторянским, командиром 1-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота, капитаном 2-го ранга Магомедом Гаджиевым, командиром 2-ой авиационной эскадрильи 47-ого штурмового авиационного полка 11-ой штурмовой авиационной дивизии военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота, капитаном Юсупом Акаевым».

 

Уроженец Нижнего Дженгутая Буйнакского района, свое детство Юсуп Акаев провел в Буйнакске, где и учился в школе. Работал учителем, а в 1941 году окончил юридическую школу.

Согласно биографии Акаева, в этом же году он проходит первоначальное обучение в военной авиационной школе, а после переводится в ВВС Военно-морского флота СССР. В июле 1943 оканчивает 3-е военно-морское авиационное училище.

На фронте Великой Отечественной войны будущий Герой Советского Союза с сентября 1943 года.

Боевое крещение принял на Черноморском флоте, под Новороссийском.

Весь боевой путь прошёл в рядах 47-го штурмового авиационного полка, который в 1943 году воевал в составе ВВС Черноморского флота. Там участвовал в Новороссийско-ТаманскойКерченско-Эльтигенской десантнойКрымской наступательной операциях.

В свои двадцать лет Юсуп Акаев был командиром 2-й авиаэскадрильи, был примером для товарищей и первым рвался в бой для выполнения боевых заданий. Сегодня, читая в интернете статьи о подвигах летчика-штурмовика, о его удивительной и непростой судьбе, невозможно остаться равнодушным к его истории и наследию.

В первом сборнике очерков о Героях Советского Союза-дагестанцах под названием «Отважные сыны гор», составленном журналисткой А. Путерброт, имеется статья Заиры Хизроевой, где она рассказывает о судьбе Героя Советского Союза.

 

 «Снова листаю старые документы. Вот она, ночь с 31 октября на 1 ноября 1943 года. Началась десантная операция на Крым. В глубокой темноте отряды черноморских моряков высаживаются на восточном берегу Керченского полуострова. Необходимо обеспечить снабжение нашего десанта морским путем. Фашисты принимают контрмеры. Они сосредоточивают свои морские силы, особенно торпедные катера, в Феодосии и Киик — Атлама. На помощь нашим десантникам теперь должны прийти лётчики. Перед частью, в которой служит Юсуп Акаев, ставится боевая задача: уничтожить вражеские плавсредства в портах Феодосии и Киик — Атлама и взять порт Феодосию.

Это была трудная и сложная задача. Нелегко прорваться через все преграды к цели, ещё труднее попасть в маленькие верткие суденышки, маневрирующие с огромной для воздушного бомбометания скоростью. Лётчики разрабатывают разные варианты заходов, применяют десятки тактических уловок, но эффективность их бомбовых ударов явно недостаточна. Пока бомбы летят с большой высоты, торпедные катера успевают увильнуть от них.

Тогда и родился метод бомбометания с малых высот. Самолёт уже не пикирует на корабль, а идёт на него над водой низко, низко, не выше мачт корабля. Приблизившись, лётчик должен сбросить бомбы и тотчас у самого корабля резко вырвать машину вверх. Это было рискованно, но зато попадание — самое вероятное. Поиски новых методов бомбовой атаки захватили и Юсупа Акаева. Он стал пионером «топмачтового» бомбометания», — говорится в статье.

Впоследствии этим новым способом бомбометания с малых высот, в котором есть и вклад Юсупа Акаева, морские лётчики потопили сотни вражеских кораблей и на Чёрном море, и на Балтике, и на Севере, и на Дальнем Востоке.

 

Командир 2-й авиационной эскадрильи 47-го штурмового авиационного полка (11-я штурмовая авиационная дивизияВВС Краснознамённого Балтийского флотакапитан Юсуп Абдулабекович к июлю 1944 года совершил 104 боевых вылета, уничтожил 4 транспорта, 7 быстроходных десантных барж, 1 тральщик, 1 торпедный катер, 1 танкер и 1 сухогрузную баржу, уничтожил 3 паровоза, 11 танков, 72 автомашины и много другой боевой техники противника; повредил 5 транспортов, 11 быстроходных десантных барж, 1 эсминец. В воздушных боях сбил 3 самолёта.

 

8 ноября 1943 года самолет Юсупа Акаева был сбит над Керченским проливом, совершил вынужденную посадку на воду. Экипаж Ил-2 был спасен катером ВМФ.

Выбравшись из тонущей машины, летчику пришлось 5 часов провести в ледяной воде среди волн, под огнем фашистов, пока его не подобрал советский тральщик.

 

В 2015 году поисковая экспедиция из Санкт-Петербурга обнаружила самолет дагестанского летчика в Керченском проливе. Подбитый вражеской зениткой 8 ноября 1943 года, он пролежал на морском дне 73 года и был найден в нескольких километрах от берега. Корпус боевой машины доставали с глубины около шести метров в течение нескольких часов. В операции была задействована спецтехника – судно с подъемным краном.

По номеру двигателя удалось установить, что 8 ноября 1943 года на борту Ил-2 находилось два человека: выпускник военно-морского авиационного училища, летчик Юсуп Акаев и сержант Сергей Слепков. Экипажу удалось спастись, они выбрались из подбитого самолета и дождались спасательного катера.

В качестве музейного экспоната штурмовик был отправлен из Севастополя в Дагестан. Его предполагалось установить в историческом парке «Россия – моя история» в Махачкале. Однако из-за сильной коррозии самолет уже во время подъема со дна Черного моря ломался на части. В итоге в музее установлена точная копия самолета.

Самолет Героя Советского Союза Юсупа Акаева, найденный на дне Керченского пролива в 2015 году, был отправлен из Севастополя в Дагестан. Сейчас фрагменты Ил-2 находятся в Историко-краеведческом музее г. Буйнакска.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Акаеву Юсупу Абдулабековичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны Юсуп Акаев служил в том же полку. В октябре 1947 года был переведён командиром эскадрильи в 8-й гвардейский штурмовой авиационный полк ВВС 8-го ВМФ на Балтийском море. С августа 1948 года майор Акаев Ю. А. — в отставке.

Скончался 19 ноября 1949 года на 28-м году жизни.

Имя героя и его славные боевые дела хранит народная память, улицы, парки, школы.

 

В Буйнакске имя Юсупа Акаева гордо носит СОШ № 7.

В юбилейный для героя Советского Союза год, здесь было проведено немало культурно-массовых мероприятий. Знаменитому земляку педагоги посвящали классные часы и тематические беседы, на которых рассказывали о легендарном летчике-штурмовике и его коротком, но славном жизненном пути. Учителя убеждены, что именно на примере Героев, их подвигов и преданности своей Родине можно воспитать в подрастающем поколении патриотизм и гордость за родной край. А дети на масштабном праздновании 100-летия Юсупа Акаева в школе без запинок говорили, сколько боевых вылетов совершил Герой Советского Союза, и как гордятся они быть потомками летчика-штурмовика, завоевавшего для них сегодняшних мирное небо.

 

Имя Героя Советского Союза Юсупа Акаева носит и Буйнакская автошкола ДОСААФ, в которой воспитываются, в том числе, и будущие защитники Родины. Для ребят боевой путь и подвиги Юсупа Абдулабековича являются примером настоящего мужества, истинным проявлением любви к своей стране.

 

Памятный митинг в честь 100-летия легендарного летчика-штурмовика пройдет в Буйнакске в день его рождения, 14 августа, в сквере, который носит имя Героя Советского Союза Юсупа Акаева.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ