ДАЛЕКИЙ И БЛИЗКИЙ МОЙ ДАГЕСТАН

Встреча с прекрасным

    В Историко-краеведческом музее г. Буйнакска проходит выставка творческих работ талантливой самобытной художницы Патимат Абасовой «Далёкий и близкий мой Дагестан». Она — личность яркая, многогранная. Патимат живёт в Турции. Художник не смотрит на окружающий мир обывательским глазом, не воспринимает мир равнодушным сердцем. Талантливый человек воспринимает этот мир в неожиданном и таинственном ракурсе. Художник видит тысячи разных оттенков даже в одном цвете. Таков глаз настоящего таланта. Такова палитра восприятия окружающей среды художником.

 

В этом я убедился, посетив выставку талантливой дагестанской художницы Патимат Абасовой (Патимат Гимринской). Художники видят больше, глубже, ярче, сочнее и детальнее весь мир и поэтому способны передать малейшие нюансы каждого образа настолько выразительно, что в целом создается эффект реальности, становится видно настроение картины.

Смотрю и любуюсь манящим вернисажем: портреты, пейзажи, натюрморты – почти все направления классического искусства. Каждая картина – своеобразная повесть в красках… Любуясь этими великолепными картинами, вспоминаю незабвенного Сальвадора Дали: «Художник не тот, кто вдохновляется, а тот, кто вдохновляет».

 

Модератор данной выставки, директор Историко-краеведческого музея Микаил Дугричилов подчеркнул самобытность и мастерство художницы Патимат Абасовой:

— Её картины отличаются гармоничностью и идеальной композицией. Пейзажи обладают магической притягательностью, восхищают и поражают своей необычностью и красотой.

Портреты, пейзажные зарисовки, натюрморты — все это объединено на выставке «Далекий и близкий мой Дагестан». Это своеобразная калька времени, в котором она живет, мыслит, творит, отражая в полотнах любовь к своей малой родинеДагестану. Художница очень точно передает дух горного края, психологию людей, живущих в жестких климатических условиях, но сумевших вписаться в суровую природу, разводя сады в скалах, обживая территории, где трудно было представить житье-бытье человека, строя сакли под облаками среди парящих орлов, покоряя величавые вершины, подбираясь к ледникам, откуда берут начало родники и водопады родного края, — говорит Микаил Магомедович.

 

— Дагестан — удивительно красивый уголок земли, такого нет нигде, — говорит художница. — Куда не пойдешь – великолепные пейзажи: предгорные, горные, равнинные. Мне кажется, что в каждом дагестанце сидит художник, поэт, композитор, артист. У нас, кстати, очень талантливый народ. Иначе и быть не могло. Такая великолепная природа. Такие завораживающие пейзажи. Я всегда восхищалась всем этим, еще будучи ребенком. А теперь стараюсь все это отражать в своих картинах, — говорит моя собеседница.

 — Получается?

— Не мне же судить. Думаю, что да…По крайне мере, стараюсь. Это мое.

  Не зря же ведь говорят: люди смотрят глазами, а художник – сердцем. В талантливо написанных картинах всегда присутствует божественная аура и многообразие оттенков мозаичных красок…

— Патимат, расскажи немного о себе.

— Родилась в 1972 году в г. Буйнакске. После школы поступила в Буйнакское педагогическое училище. Эти были самые счастливые годы моей жизни. В этот период открылся мой творческий талант. Булач Имамутдинович Гаджиев, узнав о том, что корни мои идут из Гимри, дал мне псевдоним Патимат Гимринская. Тогда же я начала свои первые пробы пера. Писала рассказы. Училась в ДГУ на актерском отделении. Затем в Москве — в Литературном институте им. М. Горького. Тогда же была принята в Союз писателей России.

В 2005 году с двумя детьми переехала в Турцию. Получив гражданство Турции, поступила в Государственный Университет г. Анкары. По окончании преподавала в университете Хаджеттепе русский язык, как иностранный, параллельно научилась тестировать программное обеспечение и стала успешным тестировщиком. И все мечтала найти время и пойти учиться рисовать. И тут начался печально известный всем период, под названием карантин. Программистов и тестировщиков перевели на удаленку, и у меня появилась возможность заняться творчеством, не выходя из дома.

Училась в школе искусств Zartschool. Брала уроки у российских и турецких художников.

— А в выставках не участвовала? 

— Участвовала в выставках и фестивалях искусств в Анкаре. На настоящий момент более 50 картин, написанных мною маслом и акрилом, находятся в частных коллекциях в Америке, Канаде, Австралии, Турции и, конечно же, в России.

 

В свой очередной приезд в родной Буйнакск в сентябре прошлого года Патимат пришлось задержаться здесь на несколько месяцев. Благодаря этому и родилась небольшая серия картин о родном Дагестане, которую мы сегодня можем увидеть. Кроме того, несколько картин Патимат привезла из Турции.

— Генри Миллер говорил: «Художник всегда одинок – если это художник». Вы любите одиночество?

— Временами очень люблю быть наедине с самой собой, хотя я не одинокий человек в этой жизни. У меня очень много талантливых друзей. Общение с ними дает мне новый импульс вдохновения, обогащает мой кругозор и восприятие мира.

— Интересный факт: оканчивая школу, японский школьник должен различать 240 оттенков цвета. Говорят, что это 24 основных цвета и 10 вариаций каждого из них. Я даже слышал, что эти цвета и оттенки имеют свои названия и номера, входящие в цветовую координатную систему. Причем всё это должен видеть обычный, рядовой школьник. А как видят, по-твоему, люди разных профессий?

— Профессия человека, безусловно, влияет на его восприятие. Например, врач, глядя на собеседника (не пациента), уделит внимание не только теме разговора, но и тому, как выглядит человек, каковы симптомы его болезни? Психолог заглянет во внутренний мир человека. Бизнесмен подумает о том, чем будет выгодно сотрудничество с этим человеком? А что увидит художник? Понятно, что и художник может подумать обо всём вышеперечисленном. Однако, он обязательно уделит внимание другому. Он подметит характер человека, посмотрит на то, как меняется цвет волос и лица в зависимости от освещения. Обратит внимание на стиль одежды. На форму и светотень частей лица: лба, глаз, носа, губ… Вообще, на то, как падает свет на фигуру. На пропорции всей фигуры.

— Говорят, что Вы уже успели учредить фонд социальных и благотворительных программ. Так ли это?

— Да. Я учредила АНО социальных и благотворительных программ «Волна жизни», для помощи больным деменцией и их близким. Целью его является открытие Центров дневного пребывания больных деменцией, для того, чтобы близкие могли ходить на работу, сходить к врачу. Ведь даже сходить к зубному проблема, когда в доме есть близкий человек, которого нельзя оставлять одного. А в Центре дневного пребывания он будет под надежным присмотром профессионалов, ему будет обеспечен уход и досуг.

 — Очень хорошая идея, Патимат. Удачи Вам. Мы еще поговорим на эту тему. 

 

Патимат Абасова с детства мечтала рисовать, а писать картины маслом научилась уже в зрелом возрасте. Но всегда думала, что это доступно только избранным, что ей этого не дано. А теперь она верит: научиться писать картины может каждый, и в любом возрасте!

— Изобразительное искусство, поэзия и проза – эти три сестры живут во мне в мире и согласии, — говорит Патимат. – Одно другому не помеха. Наоборот, они дополняют друг друга.

Пожелаем же Патимат Гимринской дальнейших успехов, так как у неё впереди большие творческие планы.

                                                                                  Магомед АБДУЛАЗИЗОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ