АДАТ И ШАРИАТ В БЫТУ У КУМЫКОВ

Книжная новинка

На прошлой неделе в Историко-краеведческом музее состоялась презентация книги молодого ученого, доцента кафедры Дагестанского государственного университета народного хозяйства Юсупа Гусейнова «Адат и шариат в быту у кумыков в XIXXXI вв.» Данная книга издана при финансовой поддержке (гранта) Главы Республики Дагестан Сергея Меликова.

В монографии рассматривается корреляция норм адата с мусульманско-правовой традицией у кумыков в XIX — начале XXI вв. Она содержит систематическое изложение влияния адатского и шариатского права на различные стороны семейного и общественного быта кумыков. В частности, управления, судопроизводства, кровной мести, гостеприимства, внутрисемейных отношений, бракоразводных дел и т.д. Автором предпринята попытка исследовать роль царской империи на изменение правовой культуры кумыков на данном этапе.

— Адатные нормы и мусульманские традиции наложили свой отпечаток на иерархию внутрисемейных отношений: общей их функцией была консервация патриархального уклада в семье. Никто не имел право ослушаться отца, не исполнить его поручения. По адату отец имел право не только наказывать за любые проступки своих детей, но даже и лишить их жизни, — рассказывал Юсуп Магомедович. — Из обычая гостеприимства у кумыков, как и большинства народов Северного Кавказа, вырос институт куначества, включавший особый кодекс поведения и взаимовыручки и охватывающий взаимными обязательствами почти все общества и народы Каспийско-Черноморского побережья.

В первые годы советской власти на территории Дагестана широкое распространение получили так называемые шариатские суды. Согласно конституции ДАССР 1921 г., в шариатских судах решались судебные дела, связанные с похищением девушек, прелюбодеянием, поджогом, определением калыма и гебина, бракоразводные дела и т.д. Нередко шариатские суды применяли в своей практике адатные нормы. Кумыки, как и многие другие народы Дагестана и Кавказа, в целом, славились гостеприимством испокон веков. Гостеприимство является выработанным веками социальным капиталом, одним из институтов доверия, воспитания доверия и межэтнической коммуникации.

Согласно кумыкскому этикету, замужняя женщина ни при каких обстоятельствах не могла принимать гостя без мужа, даже если в доме был её сын или брат. В целом, адат прописывал женщинам избегать мужчин-гостей. Исключение было возможно при наличии у него спутницы — женщины.

По словам автора, в послевоенный период советское руководство разделило адаты на «вредные» и «полезные». К «вредным» обычаям были отнесены кровная месть, похищение девушек, калым, патриархальные обычаи в семье и т.д. К «полезным» адатам относились гостеприимство и взаимопомощь, которые получили существенный вектор развития в советское время.

В новой монографии дагестанского ученого Юсупа Гусейнова очень много интересного и познавательного для современной молодёжи, которая плохо знает о обычаях и традициях своих предков.

Работа рассчитана не только на преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных вузов и факультетов, но и на всех, интересующихся данной тематикой.

 Об авторе:

Юсуп Магомедович Гусейнов автор более 60 научных трудов. В 2007 году с отличием окончил исторический факультет Кизлярского филиала Дагестанского государственного университета. В 2012 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Адат и шариат в семейном и общественном быту кумыков в XIX— начале XX вв.». В 2017 году был организатором лекторской группы, рассказывающей об истории и традициях народов Дагестана в рамках проведения XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. За организацию данного мероприятия был награжден памятной медалью и грамотой Президента РФ В.В.Путина. В 2023 году в МГУ им. Огарева защитил докторскую диссертацию «Эволюция и корреляция адата и шариата у кумыков в XVIII— начале XXIвв.», став на тот момент одним из самых молодых докторов исторических наук в России. Победитель конкурса «Лучший молодой ученый Республики Дагестан 2023 года». В том же году назначен общественным советником Главы Республики Дагестан.  

   Магомед АБДУЛАЗИЗОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ