«Вербовщики сначала тщательно изучают объект своего интереса»

0
175

Как удержать молодого человека от ухода в экстремистское подполье? Каким образом вербовщики-экстремисты выискивают для себя в Сети и подбирают очередную жертву? Сколько родителей в ходе одного из опросов признались, что они подписаны на страницы своих детей в социальных сетях и в курсе их «информационной жизни»? (Спойлер: всего двое из 60.)

Об этих и многих других проблемах «Молодежке» рассказал руководитель проекта «Волонтеры кибербезопасности» ШЕВКЕТ КРУМОВ.

 — Шевкет, давайте, как говорится, попробуем сразу взять быка за рога. Представьте, что знакомый вам юноша (дальний родственник, земляк, односельчанин, сосед…) вознамерился присоединиться к экстремистскому подполью. На народном языке – «уйти в лес», как говорили несколько лет назад в Дагестане. Но этот юноша знает и уважает вас — и, если вы найдете убедительные слова, аргументы, возможно, он прислушается. Что бы вы ему сказали?

 — Признаться, это не такой простой вопрос. Не всегда легко быстро найти какие-то слова, чтобы человек тут же скорректировал свои взгляды и отказался от ошибочных воззрений. Многое зависит от конкретного человека, от того, каких именно заблуждений он придерживается.

Поэтому начну чуть издалека, сославшись на личный опыт. В студенческие годы я только начинал изучать нашу религию, начал совершать намаз и искать ответы на некоторые вопросы в изучении ислама. И тогда со стороны некоторых моих знакомых совершались определенные попытки меня наставлять, давать какие-то советы.
Но проблема была в том, что этих ребят сейчас я бы отнес к категории религиозных фанатиков, которые на каждом углу обвиняют в «такфире» многих наших братьев только из-за того, что они отличаются взглядами относительно нашей религии. И, признаться, мне очень повезло, что я оказался в окружении других — достойных и знающих религию — ребят.

Одна фраза, сказанная тогда моим однокурсником, кардинально поменяла мой образ жизни. Как-то в ходе обсуждения некоторых религиозных вопросов завязался небольшой спор и в мой адрес прозвучала фраза «Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучший из людей тот, кто приносит пользу людям».

На меня это произвело очень сильное впечатление. Спустя некоторое время я уже занимался добровольческой деятельностью. Мы помогали людям, собирали ребят, делали уборку общественных территорий, посещали социальные учреждения. Насколько я понимаю, вся эта деятельность влияет на человека в лучшую сторону – когда его устремления нацелены на благополучие нашего общества.
И возвращаясь к вашему вопросу. В целом я постарался бы убедить этого молодого человека, что вопросы на темы религии нужно задавать образованным и компетентным людям, знатокам ислама. А не блогерам, которые изображают из себя таковых. И не случайным людям из интернета.

И я бы не ограничился такой общей рекомендацией. А пригласил бы затем этого молодого человека в мечеть, где есть такие компетентные знатоки, грамотные алимы, которые смогут ответить на волнующие юношу вопросы.

— Как бы вы на сегодня в целом оценили ситуацию с экстремизмом?

— По сравнению с периодом, когда тут чуть ли не ежедневно звучали взрывы и перестрелки, — сейчас ситуация иная. Однако республика, к сожалению, все еще сохраняет лидерство в нашей стране по количеству преступлений экстремистского и террористического характера. Как по мне, расслабляться нам не стоит.

Вербовщики все больше уходят в Сеть, а Интернет сегодня является одним из главных инструментов вовлечения нашей молодежи в социально-опасные организации. И здесь я бы хотел вспомнить Уинстона Черчилля: «Кто владеет информацией — тот владеет миром».

— А как именно сейчас действуют вербовщики? Есть ли новые «ходы», новые приёмы в их арсенале именно в последнее время?

— Да, многие из них теперь работают адресно. Дело вот в чем. Каждый человек, который имеет свой личный профиль в соцсетях, сам публикует о себе нужную им информацию. Я это называю «цифровой портрет». И сегодня вербовщики используют этот самый «цифровой портрет» для того, чтобы выявить слабые стороны того или иного участника информационной среды.

Что это значит? Все, что мы делаем в интернете, будь то общение с друзьями, родственниками, совместные фотографии, наши геометки, любовь к домашним животным, видеоблоги о кулинарии, лайки, репосты и многое другое, а также вся информация, которая используется даже при регистрации в социальных сетях, – все это может быть использовано вербовщиками, чтобы нащупать «индивидуальный подход» к тому или иному человеку.

«Вербовщики сначала тщательно изучают объект своего интереса»

Обычно вербовщик сначала тщательно следит за своей потенциальной жертвой, изучает его интересы, склонности, увлечения, его высказывания и мнения по разным вопросам. Более-менее разобравшись, чем живет и чем дышит этот человек, вербовщик приступает к выполнению своей задачи.

Теперь он входит в контакт с «объектом», стараясь войти в доверие и наладить общение с ним. Дальнейшее развитие их отношений может быть весьма печальным.

Это самые разные варианты. Кстати, один из них – изображение «романтической любви», втягивание девушки в откровенную переписку, отправка вербовщику ее фотографий в обнаженном виде. Причем девушка эта может быть из консервативной семьи, из консервативного региона, общается она с новым знакомым тайно – и для нее чудовищна сама мысль, что эта переписка или эти фото могут быть преданы огласке.

Именно этим вербовщик и пользуется. Шантажируя девушку, он может требовать от нее оппозиционной активности, а то и участия в деятельности экстремистской организации.

«Романтические» приемы – лишь один из вариантов. Предметом для шантажа могут быть и другие темы, которые участник общения хотел бы скрыть от огласки.

Кстати, один из приемов вербовки – это нейролингвистическое программирование (НЛП). Посредством применения НЛП можно сильно понравиться человеку, стараться заставить его совершить какое-либо действие, внушить доверие. Хотя есть ряд специалистов, которые отрицают эту технологию, но я все-таки склонен к тому, что, обладая определенной профессиональной подготовкой «боевого НЛП», человеку можно внушить определенные задачи.

Уточню, что это не гипноз, а определенная форма воздействия на человека, при этом жертва манипуляции об этом даже не подозревает. И подобного рода виды манипуляции применяются не только в видео, но и в музыке и через фото.

— А в своей аргументации вербовщики сейчас больше упирают на тему религии («ты мусульманин, ты должен…»)? Или скорее «мужская» аргументация – «если ты мужчина, если ты горец…»?

— Кстати, да, в последнее время заметил такую тенденцию, что некоторые ресурсы отходят от религиозных аспектов, а больше упирают на историческую тематику, например, на тему Кавказской войны, тему депортации ряда кавказских народов во время Великой Отечественной войны и т. д.

Затем это все преподносят в нужном пропагандистам ключе для воздействия на молодежную аудиторию.

И зачастую это делают люди, которые не имеют отношения к нашей религии. Ничем не брезгуя, используют самые грязные рычаги для провокаций, для того чтобы стравить народы нашей страны друг с другом.

— А молодые люди сами понимают это? К примеру, что, даже поставив лайк (под экстремистской публикацией), человек уже нарушает закон…

— Признаюсь, лично я пока не сталкивался, чтобы кто-то был привлечен именно за лайк. Но в любом случае лайк – это одобрение. Недопустимо выражать свое одобрение публикациям радикального содержания. А репост публикации – это уже распространение экстремистского контента, это уже административное или уголовное правонарушение.

Иногда это происходит просто по незнанию. К примеру, человек делает (или распространяет) фото с полотном, содержащим текст с арабской вязью – при том что языком он не владеет и не знает, что там написано. Он полагает, что это что-то хорошее и правильное на тему ислама. Тогда как там экстремистский контент. Все, закон нарушен…

Сейчас даже размещение у себя лого тех социальных сетей, которые запрещены на территории РФ, — это уже распространение экстремистской символики.

— Шевкет, а как бы вы оценили готовность родителей и педагогов отвечать на непростые вопросы своих сыновей, студентов?

— Первое: отвечать, конечно же, надо. Родители, преподаватели, общество – все вместе. Понятно же, что, не получив ответов, к примеру, у отца, юноша добудет их в каком-то другом месте. Возможно, в очень нехорошем.

А насколько родители в курсе, как живет, с кем общается и, так сказать, чем дышит его сын? Конкретный пример из моей практики: встреча с родителями в одной из школ. Спрашиваю у зала, кто подписан на своего ребенка в социальных сетях. Из числа присутствующих (а там более 60 родителей) руку поднимают два человека. То есть подавляющее большинство родителей даже не знают (!), чем занимается их ребенок в интернете.

А ведь в некотором смысле интернет — это та же улица. Мы ведь не разрешим ребенку допоздна пропадать в плохом районе, зная, что его там могут затянуть в плохую компанию. Или еще как-то навредить.

Вот интернет – это что-то вроде этого. Как говорится, мы оглянуться не успеем, как опасные люди из Сети воспитают из наших сыновей совсем не то, что нас обрадует. Это нужно иметь в виду – и как минимум быть в курсе, чем интересуется наш ребенок.

Напоследок я бы дал конкретные рекомендации сайтов, знакомясь с которыми, и родители, и преподаватели могут заметно расширить свою осведомленность по тематике интернета. Это, в частности, сайт Лиги безопасного интернета https://ligainternet.ru/ и страница НЦПТИ (Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет) https://ncpti.su/

А с перечнем запрещенных материалов на сайте Минюста РФ https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/ можно ознакомиться по ссылке.

 

 Источник: газета «Молодежь Дагестана»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ