Большинство дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушений водителями или пешеходами правил дорожного движения, элементарного их незнания. И, как показывает статистика, каждой десятой жертвой ДТП становится ребенок.
Дети не понимают в полной мере, как опасен автомобиль: они выходят на проезжую часть, думают, что успеют перебежать перед проезжающей машиной, не обращают внимания на цвет светофора, теряются… Ребенок не знает, каково время реакции водителя, и что значит тормозной путь в транспортном потоке. Да, что там, есть, к сожалению, и взрослые, которые этого не понимают. Поэтому так важно с малых лет учить детей правилам дорожного движения. Сформировать у ребенка устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации. И сделать это важно, пока малыш не успел перенять неверные правила поведения на дороге, присущие, опять же, многим взрослым.
Как добиться усвоения ребёнком соответствующих норм и правил дорожного движения? Привить навыки безопасного поведения на дороге, лишь рассуждая о безопасности, нельзя. Безопасность — не только сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в дорожных ситуациях. Мышление дошкольника наглядно-действенное, поэтому необходимы практические формы и методы воспитания и обучения.
В нашем ДОУ № 12 мы учим детей дорожной безопасности, используя многоуровневую подготовку — от теоретического уровня до практических навыков в игровых и обучающих пространствах.
Больше всего дошколятам нравятся практические занятия, которые проводят для них воспитатели с сотрудниками ГИБДД. Занятия проходят по пяти основным блокам: улица – пешеход – водитель – пассажир — инспектор ГИБДД.
На таких занятиях дети закрепляют правила поведения пешеходов, водителей, велосипедистов. Ребята запоминают основную группу дорожных знаков и их значение. Они учатся ориентироваться по сигналу светофора. Особое внимание воспитатели уделяют ознакомлению детей с дорожной разметкой с помощью плана-макета. Для работы с детьми активно используются проектные формы.
В каждой группе ДОУ № 12 проводятся интегрированные занятия и беседы.
Полученные знания и впечатления дети проявляют в нерегламентированной деятельности: во время игр с макетами, в сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных подвижных играх. Проводятся досуги, развлечения «Школа Светофорчика», «Клуб пешеходов», «Отряд юных инспекторов дорожного движения». Дети принимают участие в тематических творческих конкурсах.
Не остаются в стороне от такой деятельности и родители, они активные помощники педагогов. Мам и пап приглашают на практические занятия и мероприятия с детьми, привлекают к участию к творческим конкурсам рисунков «Дорога глазами взрослых и детей», плакатов «За безопасность дорожного движения», поделок «Мой друг- светофор» и др.
Важное значение имеет организация предметно-развивающей среды, ее наполнению уделяется большое внимание. Проводится выставки, конкурсы на лучшее изготовление дидактической игры, макета, оснащение родительского уголка.
Все мероприятия, посвященные обучению детей правилам дорожного движения, проводятся с привлечением внимания общественности, так как только в условиях сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений, родительской общественности, учреждений социума возможны положительные результаты в работе по профилактике ДТП.
ДОУ № 12