Открытый микрофон
На прошлой неделе работники Детской городской библиотеки провели тематическое мероприятие «Открытый микрофон» на тему «Терроризм – угроза личности, обществу, государству», где приняли участие ученики 8 «Б» класса СОШ №2 со своим классным руководителем Саятханум Гаджимурадовой, но и сотрудники Республиканской Детской библиотеки, заместитель начальника Управления образования города по безопасности Заирбек Гасанов, директор ЦБС Жаминат Ибрагимова.
Терроризм — это политика или действия, при которых используются насилие, убийства, взрывы, захват заложников и другие страшные методы для запугивания людей или отдельных групп, а также для давления на органы власти с целью добиться своих политических, религиозных или других целей. Проще говоря, это навязывание своей воли и решений через страх и насилие.
За «круглым столом» вспоминали события 9 января 1996 года, когда в ходе первой чеченской войны боевики под командованием Салмана Радуева и Хункар-Паши Исрапилова атаковали Кизляр. Библиотекари рассказывали о том, что в этом же году 16 ноября был взорван жилой дом в Каспийске. А 4 сентября 1999 года такая же трагедия унесла жизни десятков людей в Буйнакске.
Из беседы учащиеся узнали, что дата 3 сентября в России объявлена Днем солидарности в борьбе с терроризмом после трагических событий в Беслане в 2004 году. Присутствующие познакомились с историей международного терроризма. Вниманию читателей была предложена презентация «Беслан» о трагических событиях 1-3 сентября 2004 года. Особое внимание было уделено поведению в экстремальных ситуациях, озвучены основные правила поведения при угрозе теракта.
В своей беседе, говоря о жертвах Беслана и Буденновска, захвате театрального центра на Дубровке и взрывах жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске, заместитель начальника Управления образования города по безопасности Заирбек Гасанов напомнил присутствующим об основных правилах поведения при угрозе теракта. Рассказал о признаках наличия взрывных устройств, действиях граждан при обнаружении взрывного устройства, при попадании в заложники, при штурме здания. Он призвал присутствующих не столько бороться с терроризмом, сколько предупреждать его возникновение.
Познавательный час для учащихся СОШ №2 был насыщен общением: вспомнили исторические истоки терроризма, его формы и характер, говорили о сотрудничестве государств в борьбе с терроризмом и о нынешней политике Российской Федерации в отношении террористических угроз. Обсудили, как не стать жертвой террористической пропаганды и не пострадать от террористического акта.
— Эксперты по антитеррористической безопасности сходятся во мнении, что в
случае вооруженного нападения на школу ученики должны строго слушаться
учителей. Прежде всего, чтобы сохранить жизнь, нужно спрятаться в тех местах, где
не достанет пуля или осколки взрывного устройства. Проще всего укрыться за
партами, стараться не выдавать себя и ни в коем случае не паниковать. Учитель
должен запереть класс на ключ изнутри и отвести учеников вглубь помещения. Если
дверь без замка, то ее следует забаррикадировать мебелью. Если у педагога есть
навыки психолога, то он обязан предпринять любые усилия с целью успокоить детей,
не давать им паниковать. Например, сказать, что это раздавались не выстрелы, а
лопались воздушные шарики, — рассказывала ведущая мероприятия Тетей Магомедова.
Рассказ дополнила и сотрудник Республиканской Детской библиотеки Х. Курбанова:
— При нападении террориста следует как можно ближе пригнуться к полу, особенно вблизи окон. Это правило особенно важно в случае штурма помещения. После освобождения необходимо оставаться на месте и дожидаться своей эвакуации, в противном случае существует возможность попасть под шальную пулю.
Если террорист проник в класс, то следует подчиняться любым его требованиям,
не спорить и тем более не устраивать словесную перепалку. Необходимо вести себя
спокойно, не делать резких движений и стараться не смотреть ему в глаза. В
противном случае стрелок может открыть огонь или совершить самоподрыв. В
памятках МВД говорится о том, что нельзя самостоятельно вступать с преступником в
переговоры и тем более стараться разоружить нападавшего. Но при этом важно
запомнить максимум полезной информации, которая затем может пригодиться
следователям. Прежде всего, это пол захватчика или захватчиков, примерный возраст,
комплекция, говор или акцент, имена, оружие, поведение.
Всем тем, кто в момент нападения окажется вне класса, необходимо поскорее
покинуть открытые помещения, будь то коридоры или холлы. Лучше всего спрятаться
за какой-нибудь дверью и запереться на ключ. После этого нужно позвонить в службу
спасения или родителям, рассказать, где находишься и что произошло. Но делать это
нужно очень тихо, ни в коем случае не надо привлекать к себе внимание криками,
потому что преступник может заподозрить неладное и просто взломать любую дверь
выстрелом. Поэтому звук мобильных устройств тоже желательно отключить, чтобы
они случайно не выдали ваше присутствие, — посоветовала Хадижат Курбанова.
Во время штурма нужно сразу лечь плашмя на пол и прикрыть голову руками.
Оставаться в таком положении надо до тех пор, пока не поступит команда от
сотрудников правоохранительных органов. Если вы получили ранение, постарайтесь
не двигаться и по возможности перевяжите рану, чтобы остановить кровотечение.
Читатели детской городской библиотеки — ученики 8-го «б» класса средней школы №2 прочитали стихотворения, посвященные данной теме.
Подводя итоги работы открытого микрофона на заданную тему, были озвучены три основные правила поведения в случае стрельбы или теракта (и даже в случае
минимальной угрозы):
- Уходи от источника опасности быстро и как можно дальше.
- Найди взрослого, который вызывает доверие, и обратись к нему за помощью.
- Выполняй инструкции взрослого человека, который оказался рядом.
Учащиеся слушали очень внимательно. По их лицам видно было, что каждый из них сделал выводы.
В конце мероприятия заведующая Детской библиотекой Тетей Магомедова наградила грамотой преподавателя и классного руководителя Саятханум Гаджимурадову за активное участие в проекте «Дети Буйнакска за мир в Дагестане», подготовленном Детской городской библиотекой в рамках комплексной программы «За мир, за безопасность, за жизнь!»
Магомед АБДУЛАЗИЗОВ