Круглый стол
Побеседовать с учащимися выпускных классов в этот раз в Академический лицей (СОШ№6) пришли ведущий специалист по комплексной безопасности Управления образованием Буйнакского района Юсуп Устарханов, инспектор по делам несовершеннолетних ОМВД России по г. Буйнакску капитан полиции Зулейхат Асельдерова, социальный педагог КЦСОН С. Илякаева, работник отдела просвещения городской Джума-мечети Джамал Ахмедзиявдинов, сотрудник ОУР ОМВД России по г.Буйнакску Шахрутдин Гамзатов.
Тема была разделена на три аспекта: фашизм, расизм, шовинизм.
Давая пояснение каждому из этих аспектов, учащиеся приводили конкретные исторические примеры и рассказывали об их пагубном влияние в целом на цивилизованное общество.
Говоря простым языком, можно отметить, что три указанных понятия отличаются друг от друга. Однако некоторые формы шовинизма могут сильно напоминать и национализм, и нацизм. Яркий пример – это великодержавная форма шовинизма.
Нацизм – это крайне правая тоталитарная идеология, близкая к фашизму по сути, но сочетающая в себе принципы расизма и антисемитизма, то есть национальной нетерпимости.
Шовинизм был до 60-х годов во многих странах. Было разделение людей по расам, были такие рестораны «для белых», в которые не впускали темнокожих, к ним относились как к людям второго сорта.
— Шовинизм можно разделить на несколько групп: классовый, религиозный, гендерный, великодержавный и другие. Аксиома гласит: шовинисты растят шовинистов.
Сегодня шовинизм выражается исключительно в виде крайней формы национализма, переплетающейся с антисемитизмом, ксенофобией, расизмом, феминизмом и не только. Яркий пример – русофобия, о которой сейчас говорят изо всех щелей даже несведущие люди. Все чаще социологи и психологи говорят о культурном шовинизме. Все культурные проявления, идущие вразрез с пропагандируемыми и продвигаемыми, порицаются и осуждаются.
В наши дни проблема шовинизма, расизма, нацизма стоит особенно остро. Это требует внимания к ней со стороны социума и участия органов на государственном уровне,- сказала, открывая встречу, ведущая круглого стола, преподаватель Мадина Мусаева.
В своем выступлении директор Академического лицея Патимат Атаева, обращаясь к учащимся, заметила:
— Сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о самом ценном, что есть в человеке: добром сердце и благородных поступках. Шовинизм – это в любом случае плохое явление. Оно никому не сулит ничего хорошего. В современности проблема обрела особую остроту. Она требует решения совместными усилиями, не только членов общества, но и государственных структур. Пускать ее развитие на самотек – значит ставить под угрозу будущее нескольких поколений. Мы призываем вас сохранять человечность в любой ситуации, проявлять к окружающим и незнакомым людям в первую очередь уважение. Можно ценить свой пол, семью, нацию, страну, культуру и все что угодно, не принижая других людей. Можно уважать себя и свои традиции, свою религию и свои принципы, не считая их превосходящими чужие, — подчеркнула, обращаясь к учащимся, Патимат Атавовна.
Не отступая от теми, инспектор ПДН Зулейхат Асельдерова рассказала учащимся об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений и правонарушений. Молодым было разъяснено, с каких лет наступает уголовная ответственность, и какие наказания применяются за совершение преступлений. Говорила она и о профилактике детской и подростковой преступности в молодёжной среде.
Инспектор ПДН разъяснила учащимся, как вести себя на улице при встречах с незнакомыми людьми. Еще раз напомнила школьникам об их правах и обязанностях. А также призвала их быть осторожными в общении с незнакомыми людьми и рекомендовала сообщать педагогам, старшим о подозрительных предметах.
«Ваша обязанность — хорошо учиться, не допускать правонарушений, не попадать под влияние идеологов терроризма и экстремизма. Не забывайте, что интернет и сомнительные сайты – не всегда вам хороший собеседник», — особо подчеркнула в своем выступлении Зулейхат Керимхановна.
— Не стоит забывать и о том, что выполняемые сотрудниками службы ПДН задачи способствуют укреплению общественного порядка, профилактике безнадзорности подростков, правонарушений несовершеннолетних в школах, на улице и других общественных местах, позволяют большинству юных нарушителей стать законопослушными гражданами нашего государства, избежать многих непоправимых ошибок в жизни, — заметил и сотрудник уголовного розыска Шахрутдин Гамзатов.
Представитель Духовного управления Джамал Ахмедзиявдинов объяснил учащимся, как должны вести себя истинные мусульмане и наставлял их жить без обмана, по канонам традиционного ислама, не совершать нечестные поступки. Рассказал о реализации профилактической работы по противодействию экстремизму в молодежной среде. Кроме того, он остановился на проводимой в школах, ССУЗах и ВУЗах работе, проектах, направленных на духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.
Во время круглого стола видеоролики демонстрировали разные исторические сюжеты и фрагменты в соответствии с каждым аспектом поднимаемой темы.
Учащиеся показали инсценировки по заданной теме.
Известный педагог Антон Макаренко писал: «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость. Плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Молодым людям рассказали о факторах возникновения данных асоциальных явлений и их последствиях. Также с ними говорили о правильном отношении к родителям и обсуждали вопросы взаимоотношения людей в обществе.
В завершение встречи гости круглого стола ответили на вопросы учащихся.
В частности, участники круглого стола пришли к выводу, что просветительская работа не должна ограничиваться одними беседами со школьниками. Нужно больше внимания уделять и уличной бесконтрольной молодёжи, которая находятся в «группе риска».
Магомед АБДУЛАЗИЗОВ