«РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЕДИНСТВО ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ»

По традиции, в преддверии начала нового учебного года, в Буйнакске прошло Августовское совещание работников образования. Во Дворце детского творчества собрались учителя и воспитатели, руководители образовательных учреждений и представители Управления образованием, представители руководства города и почетные гости… словом, практически все педагогическое сообщество Буйнакска.

Участников совещания и гостей города встречала яркая и интересная выставка, размещенная в фойе ДДТ. Здесь были собраны символы успехов и достижений талантливых учащихся школ города – их творческие работы, награды – кубки и почетные грамоты. Но центральное место выставки занимала презентация работ воспитанников IT-куба. Ученики демонстрировали роботов, которых создали и запрограммировали сами, с охотой отвечая на любопытные вопросы взрослых.

Педагогов и гостей Августовского совещания приветствовал И.О. Главы города Шамиль Исаев.

В своем выступлении он отметил ведущую роль педагога в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.

— От педагогов, работников образования зависит многое в нашей жизни, если не все. И экономика, и человеческие взаимоотношения, и семейные ценности. Именно вы, педагоги, с самого раннего возраста детей своим кропотливым трудом и личным примером закладываете основу для будущей личности, от вас зависит, какой будет наша молодежь, — сказал Ш. Исаев.

Воспитание в духе патриотизма и любви к своей Родине – одна из основных задач современного общества, и, прежде всего, педагогов, отметил Шамиль Исаев, продолжая тему воспитания.

— Вы знаете, какие события происходят сейчас в стране и в мире, поэтому очень важно формировать в детях идеологию патриотизма и гражданственности. На вас, учителях, лежит эта непростая ответственность.

Администрация Буйнакска всегда особенное внимание уделяла именно сфере образования, — подчеркнул и.о. главы.

— Со своей стороны, совместно с Управлением образования и, конечно, при поддержке регионального Министерства образования и науки, мы стараемся создать все необходимые условия для наших детей, чтобы они учились в комфортных и современных школах и детских садах.  В прошлых годах в ряде школ был проведен капитальный ремонт, реализация федеральной программы капитального ремонта дошкольных образовательных учреждений тоже планируется.

Также И.О. Главы города поздравил педагогов с началом нового учебного года.

— 2024 год объявлен Годом семьи, и кто, как не учитель, выступает связующим звеном между семьей и школой. Желаю вам и вашим семьям достатка и добра. Успехов вам, – сказал Шамиль Исаев.

В работе августовского совещания приняли участие заместитель главы администрации города Буйнакска, куратор образования Рашид Шабанов, начальник отдела общего образования Управления развития общего образования Министерства образования и науки Республики Дагестан Гулизар Идрисова, начальник отдела Министерства по национальной политике и делам религий Хасайбат Валиева, первый проректор Дагестанского института развития образования Гамзат Джамалудинов.

 С докладом на тему: «Российское образование: единство подходов к обучению и воспитанию» выступила начальник Управления образованием г. Буйнакска Шахсалам Батырова.

Начальник УО подвела итоги прошлого 2023- 2024 учебного года и обсудила основные векторы развития образования в городе Буйнакске в новом 2024- 2025 учебном году.

Шахсалам Батырова представила достижения и результаты муниципальной системы образования, озвучила задачи, в соответствии с национальными проектами и программами, планами развития системы образования, повышения его качества и современными вызовами к личности и миссии педагога.

— Особые надежды мы возлагаем на успешную реализацию проекта «Школа Минпросвещения России», в основе которого – создание единого образовательного пространства. Внедрение государственной информационной системы «Моя школа» позволило получить доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам для всех учеников, родителей и учителей. В целях создания условий для внедрения в 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды 10 из 11 школ города уже оснащены по проекту «Цифровая образовательная среда», а в этом году мы достигнем 100 процентного показателя.

В 2023-24 году, благодаря реализации государственной программы «Развитие образования» и национального проекта «Демография», открыты 2 дошкольных образовательных учреждения, каждый с проектной мощностью 250 мест. В рамках федерального проекта «Модернизация школьных систем образования» успешно проведен капитальный ремонт в 4-х общеобразовательных учреждениях города, получено современное оборудование и оснащение. По итогам реализации республиканского проекта по капитальному ремонту отремонтирован 1 детский сад.

На базе Центра образования открыт детский технопарк «Кванториум» — это новый формат дополнительного образования для детей от 10 до 18 лет, где школьников знакомят с перспективными направлениями. Несмотря на то, что детский технопарк функционирует в городе недавно, он открылся в сентябре 2023 года, обучающиеся «Кванториума» стали призерами конкурсов «Науки юношей питают» и «Шаг в будущее».

В городе функционирует Центр цифрового образования «IT-куб». Учащиеся «IT-куб» стали победителями и призерами в 23 республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах. С открытием и функционированием данного центра мы связываем улучшение качества результатов ГИА по информатике в 2023 году, средний балл по предмету информатика значительно вырос (составил 53, тогда как в 2021 и 2022 году средний балл держался на уровне 36 баллов).

В своем выступлении Шахсалам Батырова подробно остановилась на каждой ступени образования.

— Значимым достижением в системе общего образования уходящего учебного года по праву является, что по итогам проведенного аккредитационного мониторинга общеобразовательные организации получили в целом высокую оценку со стороны федерального центра, заняв 4 место среди 52 муниципалитетов республики и 1 место среди городов Дагестана.

Наиболее показательными для оценки качества подготовки выпускников являются результаты Государственной итоговой аттестации.

Высокобальниками, набравшими свыше 90 баллов в 2023 году, стали 10 выпускников. Но, к сожалению, не завершивших обучение — 8 выпускников, большая часть из них поступили в ССузы на основании документа об основном общем образовании.

Но особой гордостью нашего города является выпускница МБОУ СОШ №9 стобальница по химии, которая стала студенткой Московского государственного медицинского университета имени Сеченова. 43 выпускника стали студентами престижных вузов Москвы и Санкт-Петербурга, надеемся, в ближайшее время в их лице обрести квалифицированных специалистов и профессионалов своего дела, — отметила начальник УО.

По результатам регионального августовского совещания в городе был обеспечен переход учащихся 5-11 классов на 5-дневную учебную неделю. Как сказала Ш. Батырова,

это позволило использовать 6-й развивающий день для организации полноценной внеурочной деятельности.

— Так, в городе, на базе общеобразовательных организаций, функционируют 6 музеев, 4 краеведческих уголка, 7 театральных студий, 11 школьных театров.

Около 700 учащихся являются членами Всероссийского детского объединения «Юнармия». На базе МБОУ СОШ №2 открыт Муниципальный дом Юнармии, который является центром притяжения и подготовки молодежи к воинской службе.

Российское движение детей и молодежи «Движение первых» охватывает сотни уникальных программ воспитания и становления личности. В городе Буйнакске во всех общеобразовательных организациях одними из первых открыты первичные отделения движения и с успехом функционируют Центры Детских инициатив, возглавляемыми Советниками по воспитанию.

Количество детей, охваченных детскими объединениями, секциями и кружками, школьными спортивными клубами, из года в год растет.  В результате деятельности секции, кружков и клубов сформированы сборные команды по школам.

В развитие муниципальной системы общего, дошкольного и дополнительного образования города Буйнакска вносят вклад 956 педагогов.

— В рамках завершившегося Года педагога и наставника мы постарались отметить всех наиболее отличившихся и заслуженных работников — 27 педагогов награждены ведомственными наградами Министерства Просвещения РФ, 36 педагогов отмечены Правительственными и ведомственными  наградами и Благодарственными письмами, 10 человек получили награды Народного собрания РД, 81 — почетными  грамотами главы города и Управления образованием.  Мы понимаем, что это малая толика той благодарности, которую заслуживают и достойны наши педагоги, педагоги всей республики, — сказала Шахсалам Батырова.

В докладе начальника Управления образованием были отражены и нововведения, вступающие в силу с 1 сентября 2024 года.

— Ученикам запретят пользоваться мобильными телефонами и умными часами с сим-картой во время уроков. При этом школьникам разрешат пользоваться телефоном на переменах, а также в экстренных случаях, когда возникла угроза жизни или здоровью.

— У педагогов на уровне закона появится право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления личности.

— В расписании учеников начальной и основной школы появятся традиционные уроки труда с шитьем и строганием табуреток. С пятого по девятый класс уроков труда станет больше, а программу дополнят новыми обязательными модулями и вариативными.

— Замена дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» на «Основы безопасности и защиты Родины». Цель новых уроков — воспитание патриотизма, обучение школьников навыкам оказания первой медицинской помощи и умению быстро ориентироваться в чрезвычайных ситуациях.

— В программе для учеников старших классов появится предмет «Семьеведение». Он будет проходить в рамках внеурочных занятий «Разговоры о важном» или внеклассной работы.

— Не будут проводить всероссийские проверочные работы по иностранным языкам. Будет продолжаться дальше перевод ВПР в компьютерный формат. Также будет сокращено время выполнения: с 60-90 минут до 45 минут.

— В начальной школе на уроках труда у детей будут развивать понимание социального значения разных профессий, важности ответственного отношения человека за результаты труда, воспитывать в них готовность участия в трудовых делах школьного коллектива.

— Задачами учебного предмета в средней школе станет подготовка учеников к трудовой, преобразовательной деятельности. В том числе формирование на мотивационном уровне потребности и уважительного отношения к труду, социально ориентированной деятельности.

— Завершая свое выступление, хочу отметить, что мы вместе должны сделать всё, чтобы ребёнку в любой школе, детском саду, учреждении дополнительного образования было комфортно, безопасно и хорошо, чтобы в свою школу или детский сад он шёл с большой радостью. Девиз системы образования города Буйнакска «Чем совершеннее воспитание и образование, тем счастливее нация», — заключила Шахсалам Батырова.

Актуальные вопросы образования затронули в своих выступлениях и педагоги города Буйнакска.

 Ведущий специалист УОГБ Динара Гаджимагомедова рассказала об организации работы по выявлению талантливых и одаренных детей.

— Сегодня необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой образовательной организации. Одарённые дети нуждаются в особом подходе. Мир всегда предъявляет повышенные требования к тем, кто выбивается из стандартов. Вопрос выявления и поддержки одаренных детей актуален всегда.

Одним из компонентов системы выявления, поддержки и развития способностей одаренных детей и талантливой молодежи являются конкурсы и Всероссийская олимпиада школьников, — отметила ведущий специалист УОГБ.

По итогам проведения муниципального этапа олимпиады в 2023-2024 учебном году приняли участие 2195 учащихся. Из них 850 стали победителями и призёрами.

Для участия в республиканском этапе олимпиады приглашены 163 учащихся, это победители и призеры муниципального этапа с 7 по 11 класс, из них 24 учащихся приглашены по двум и более предметам.

По итогам республиканского этапа олимпиады школьников 15 учащихся школ города (Многопрофильный лицей, СОШ №9 и Центр образования) с 7 по 11 классы стали победителями и призерами.

Лидером по количеству призовых мест ВсОШ, в рейтинге среди ОУ, стал Многопрофильный лицей им. Фазу Алиевой – 163 места в городе, 7 — в республике;

2-е место — СОШ №9 — 105 мест в городе, 6 — в республике;

3-е место — СОШ №5- 105 мест в городе;

4-е место — Центр образования — 95 мест в городе, 2 места в республике.

Девять учащихся МПЛ и СОШ №9 с 9 по 11 классы представлены к награждению денежными премиями Главы РД.

— Развивать свои творческие способности в соответствии с индивидуальными запросами ребенку и подростку позволяют муниципальные учреждения дополнительного образования детей.

«РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:  ЕДИНСТВО ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ» «РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:  ЕДИНСТВО ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ» «РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:  ЕДИНСТВО ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ» «РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:  ЕДИНСТВО ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ»

Воспитанники учреждений дополнительного образования ежегодно занимают призовые места в республиканских, всероссийских и международных конкурсах.

За 2023-2024 учебный год учащиеся УДО заняли 251 призовое место: республиканские — 173, всероссийские – 56, международные – 22, что по сравнению с 2022-2023 учебным годом больше на 35 мест.

Лидером по количеству призовых мест в рейтинге среди учреждений дополнительного образования, стал Дворец детского творчества (84 места).

К информационному будущему готовят детей в ДТ «Кванториум» и Центре цифрового образования «IT-Куб», воспитанники, которых защищают честь города на олимпиадах регионального и всероссийского уровней.

Так, в рамках сетевого взаимодействия с Центром развития талантов «Альтаир» в ДТ «Кванториум» была организована профильная образовательная смена «Альтаир_Весна2024_Наука» с охватом более 60 школьников. Участники имели возможность углубленно изучить предметы под руководством опытных преподавателей и получить необходимые знания и навыки для успешной учебы.

В профильной образовательной смене «Альтаир_Лето2024_Наука», которая прошла на базе ДГУНХ, приняли участие учащиеся МБОУ СОШ №9 Салим Иразиев и Муслим Дагиров. Руководство оценило успехи ребят и наградило их дипломами и памятными подарками.

Завершая выступление, Динара Гаджимагомедова сказала:

«Основными направлениями работы с одаренными детьми должны стать организация индивидуальной работы с одаренными детьми, подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня, консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей по предмету».

Руководитель детского технопарка «Кванториум» Зайнаб Абдулкадырова посвятила свой доклад дополнительному образованию, направлению «Интеллект».

— За период 2023-2024 учебного года обучающиеся и педагоги дополнительного образования школьного технопарка «Кванториум» приняли активное участие в различных конкурсах и олимпиадах всероссийского и республиканского уровня: из 17 учащихся технопарка, принявших участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников, призовые места заняли 7 учеников.

Под руководством педагога Марьян Османовой, сложился продуктивный тандэм с учащейся Центра образования Асият Самадовой, итогом которого стало призовое место в региональном этапе Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» в номинации «Новые материалы» и 2 призовое место в XXIX Республиканской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее».

Прекрасным достижением уходящего года стала закономерность того, что во всех конкурсах, в которых приняли участие, мы занимали призовые места, то есть оно было 100% результативным!

Во Всероссийском конкурсе «Науки юношей питают» были получены два призовых места: в номинации «Химия» ученик 11 кл. СОШ № 2 г. Буйнакска Шамиль Губаханов занял 2 место (научный руководитель – Маржанат Муратовна); в номинации «Физика» проектную работу представила ученица 9 кл. школы №3 г. Буйнакска Мадина Давудова, занявшая 3 призовое место (научный руководитель – Зайнаб Нурмагомедовна).

Педагог Эльмира Магомедовна заняла 1 почетное место в Республиканском конкурсе открытых уроков» в номинации «Урок биологии с использованием оборудования школьного технопарка».

Призером регионального этапа III Всероссийского детского экологического форума-конкурса «Изменение климата глазами детей» стала Амирова Патимат, обучающаяся Детского технопарка Центр Образования, научный руководитель – Эльмира Магомедовна.

Интересным опытом реализации дополнительного образования по направлению «Интеллект» стало вовлечение детей дошкольного возраста к естественнонаучной деятельности. Так, педагогами Технопарка проводились мастер-классы для детей в группах предшкольной подготовки на базе Центра образования.

Зарипат Касумова — заместитель директора по ИКТ Гимназии раскрыла тему использования цифровых сервисов в образовательном процессе.

С помощью подготовленной презентации, педагог объяснила разницу между ФГИС Моя школа и РИС «Электронное образование Дагестана».

— Наша региональная система РИС «Электронное образование Дагестана» является современным цифровым сервисом. Это комплекс информационных сервисов, позволяющих отследить образовательную траекторию ребенка, система записи в школы (со следующего года), электронный журнал для школ, электронный дневник для учащихся их родителей, мониторинг школьной активности.

Электронный журнал для родителя — это возможность сразу увидеть оценку ребенка. Благодаря этому упрощается работа и классного руководителя. Контроль и требования к ребенку уже другие. Ученик не может скрыть двоечку или прогул как раньше или сказать, что ничего не задали. Все открыто для родителя. Тем самым качество образования становится лучше.

Вход в РГИС осуществляется только с помощью Госуслуг: это безопасно, это соответствует федеральным требованиям: никаких логинов и паролей быть не должно. Также авторизация через ЕСИА позволит решить проблему с множеством логинов и паролей, минимизирует вероятность потери доступа.

— РИС «Электронное образование Дагестана» лишь компонент ФГИС Моя школа, который является источником данных для нее.

Что такое ФГИС Моя Школа? Это источник образовательных сервисов для учителей, учеников и родителей.  Это образовательная витрина всех цифровых инструментов, а электронный журнал-дневник и сферум – это только один из компонентов.

Вместе с педагогами Зарипат Касумова рассмотрела некоторые сервисы, которые доступны в ФГИС Моя школа помимо электронного дневника.

— Коллеги, мы видим, что современная цифровая информационная среда дает педагогам большие возможности, способствует повышению качества образования, — подчеркнула педагог.

О развитии единого воспитательного пространства говорила председатель местного отделения общероссийского общегосударственного движения детей и молодежи «Движение Первых» Ума Гусейнова.

— Движение активно развивается. Фундамент нашей работы – первичные отделения – открываются в школах, организациях СПО, вузах, в учреждениях молодежной политики, дополнительного образования, культуры, спорта и на предприятиях. Сегодня в городе уже открыто 12 первичных организаций в школах; 3 на стадии открытия в образовательных организациях среднего профессионального образования и 1 в дополнительном образовании (ДДТ). Очевидно, что важнейшую роль в развитии детского коллектива играют наставники, значимые взрослые.

Как сказала Ума Гусейнова, приоритет этого учебного года – развитие системы детского самоуправления на базе первичных отделений Движения.

— В этой связи мы будем развивать систему советов обучающихся: Советы Первых Движения на уровне первичных отделений, местных, региональных и Федеральный Совет Первых. Наша задача, чтобы в первичных отделениях велась системная, постоянная деятельность, чтобы Советы предлагали свои инициативы, опираясь на Программу воспитательной работы Движения.

В прошлом году в нашем городском округе был сформирован Координационный совет при главе города, куда включены специалисты муниципальных органов управления образованием, молодежной политикой, представители силовых структур. Такие советы стали своего рода штабами воспитательной работы в регионе и муниципалитете.

Сформирована линейка флагманских проектов Движения. Уже осенью этого года будет дан старт таким знаковым проектам Движения, как «Зарница 2.0», «Школьная классика», «Пилоты будущего», «Походы первых». Региональные проекты «Лучшие в Движении», «Муниципальные форумы», «Семейная команда».

Одной из основных задач Движения председатель местного отделения назвала обеспечение преемственности поколений: активисты Движения, вырастая, становятся наставниками и носителями ценностей Движения для своих младших товарищей.

Заместитель директора по воспитательной работе СОШ №2 Саида Абдусаламова рассказала об основных направлениях воспитательной работы в образовательной организации.

 — Сегодня одна из главных задач школы – это создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь детей.

Важно понимать, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс, — подчеркнула Саида Абдусаламова.

В своем выступлении замдиректора СОШ № 2 рассказала о том, как построена воспитательная работа в СОШ № 2.

— В школе проводятся мероприятия с активистами «Движения первых», «Орлята России», Юнармейцами. В рамках работы гражданско- и военно-патриотического воспитания была организована поездка в город Беслан, где произошел теракт в школе № 1. Ежегодно проходят Уроки Мужества, в которых принимают участие ветераны боевых действия и участники СВО. Мы являемся активными участниками Федерального проекта «Парта Героя».

— Вся работа, которая активно проходит в школе, транслируется как опыт для коллег. Был проведен городской семинар-практикум «Опыт и перспективы гражданско-патриотического воспитания подростков и молодежи», — заключила педагог.

В ходе августовского совещания подведены итоги реализации национального проекта «Образование», рассмотрены актуальные вопросы повышения качества и доступности дошкольного и школьного образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, эффективности дополнительного образования детей и развития воспитательного потенциала школы, педагогического просвещения родителей, цифровизация образовательного процесса.

В торжественной обстановке прошла церемония награждения педагогов Буйнакска.

 43 педагогам вручили ведомственную награду «Почетный работник сферы образования Российской Федерации», 24 педагогических работника получили нагрудный знак «Отличник образования Республики Дагестан», 40 педагогам города вручили Грамоту от Управления образованием города Буйнакска.

Вручая заслуженные награды, почетные гости августовского совещания поздравляли и благодарили педагогов за их труд и преданность избранному делу.

Хадижат АЛИЕВА

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ