Школа «становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ Человека, культ книги и культ родного языка.
В.А.Сухомлинский
Язык – главный признак нации. Чтобы сохранить это сокровище, нам надо изучать его, разговаривать на нем и гордиться им. Так как народ живет, пока живет его родной язык.
Любовь к родному языку каждый демонстрирует по-своему, но душевнее всего это получается у учителей родных языков – тех, кто день за днем воспитывают в детях чувство безграничной любви к родной земле, родной культуре, родной истории.
Родной язык – это сокровище, которое нужно неустанно беречь. Сейчас даже самые большие мировые языки испытывают очень сильный стресс. Смешиваются культуры, смешиваются исторические пути, и от этого, в первую очередь, страдают языки, теряя свою индивидуальность. Мы сможем сохранить языки только благодаря энтузиазму, горячему, стремлению знатоков родных языков.
Прогуливаясь по улицам города, часто можно встретить иностранные вывески, названия. Да, знание иностранного языка – благо в том случае, если оно «не калечит» родной язык, не приводит к его забвению. Рыночная или массовая культура разрушает национальные ценности и, в первую очередь, самую главную из них – родной язык. Чем грозит исчезновение языков? С потерей родного языка человек теряет всякую связь с предшествующими поколениями, теряет целые слои, пласты культурного наследия, историю – нить обрывается. Ведь язык — это не только форма общения, это квинтэссенция, хранилище народной мудрости, характера, нравов. Без языка мы не можем передать дух народа, его культуру, традиции, его настроение. Наша задача — учителей – передать все это будущим поколениям.
Вот некоторые данные социолингвистического обследования, проведенного в школах республики: количество детей-дагестанцев в городских школах, совершенно не владеющих родным языком, достигает 88-90%, слабо владеющих – 12-10%. Редкие из них смогут прочитать стихотворение на родном языке. Более 90% старшеклассников признались, что не читают и не пишут на родном языке. Я уже не говорю о владении литературным языком. Практически его не знают. Именно литературным языком не владеют, а не диалектом или говором. Люди часто путают эти понятия. Литературный язык – это язык, обработанный мастерами художественного слова, со своими установленными, закрепленными правилами письма и устной речи, грамматическими формами и правилами. То есть, общедоступный национальный язык. Если учесть, что в городах проживает более 60% дагестанского населения, то не трудно представить себе, какая реальная угроза потери этноязыкового лица нависла над народами Дагестана.
Прежде всего, в этом вина родителей и особенно матери, потому что, мать с ребенком проводит намного больше времени, и от ее любви к родному языку зависит, насколько успешно ее дитя будет знать язык. Конечно, родители порой всю ответственность перекладывают на государство, на школу, но, если у человека нет базы, которая должна быть сформирована дома, в семье, школьные часы по предметам мало что дадут.
Международный день родного языка провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года. Отмечается каждый год с февраля 2000 года в целях содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. В связи с этим во всех школах республики проводятся различные мероприятия, посвященные этому дню.
Надеюсь, эти мероприятия дадут толчок тому, чтобы человек осознал следующее – «у меня есть родной язык, и я его должен передать своим детям, вместе со своей культурой и духовностью, чтобы цепочка не оборвалась и была преемственность поколений». Ведь язык – это концентрированная сила, образ, духовный мир, душа человека.
Р. МАНАПОВА,
учитель родного языка и литературы СОШ №4.