День социального работника – праздник, ежегодно отмечаемый в нашей стране 8 июня. Основная задача социальных работников – оказание социальной помощи и предоставление социальных услуг нуждающимся категориям граждан, к которым относятся пенсионеры, малообеспеченные семьи, инвалиды и другие люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию.
Социальная поддержка и защита – это то, что является важнейшим, определяющим качеством сильного государства, это и показатель развития страны. Социальные работники оказывают поддержку малообеспеченным людям, сиротам, инвалидам и пенсионером, и потому красный цвет в календаре профессиональных праздников для них – это благодарность общества за их труд, доброе сердце и отзывчивость.
День социального работника – очень значимый праздник! Он посвящен тем, кто помогает людям, оказавшимся в беде, менее болезненно преодолевать свою беду, быстрее возвращаться к нормальным условиям жизни, чувствовать себя полноценными гражданами государства. Именно социальные работники, в первую очередь, принимают на себя проблемы других людей, разделяют с ними их горе и помогают находить решения возникших трудностей!
Управление социальной защиты населения города — организация, куда идут, надеясь на помощь, кто-то – за советом, многие – как в последнюю инстанцию, когда оказываются в сложнейшей жизненной ситуации. Словом, специалистам УСЗН приходится общаться с самыми разными людьми, которым оказываются меры социальной поддержки.
Социальная работа как вид профессиональной деятельности требует от любого специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи невозможно.
— Для этого нужно призвание. У нас трудятся очень добрые и отзывчивые люди, умеющие любить, сострадать, сопереживать. Другие здесь работать просто не смогли бы. Потому как все силы и устремления учреждения направлены на то, чтобы помогать нуждающимся. В работе приходится сталкиваться с разными людьми. С каждым нужно наладить контакт, выстроить доверительные отношения, быть тактичным, выдержанным, — делится руководитель Управления Рашад Рашадов. — Я думаю, что современный социальный работник по человеческим качествам ничем не отличается от того, который был 30 или 100 лет назад. Это люди, которые по своей натуре — общественники. Конечно, не все, но, мне кажется, это люди, которым всегда было присуще чувство сострадания и которые никогда не отказывали в помощи ближнему.
Социальная служба многогранна — это целая вселенная, целая планета. Она сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Наша служба связана с теми семьями, людьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию. В поле зрения работников — многодетные семьи; дети-сироты и ребята, оставшиеся без попечения родителей; безработные люди и т.д.
С недавних пор в УСЗН приходят, чтобы получить поддержку, если хочешь наладить свое дело, оказался в сложной жизненной ситуации и т.д. Речь идет о соцконтрактах.
Социальный контракт – это мера социальной поддержки, призванная вывести нуждающуюся семью из категории «малообеспеченной». Главная задача социального контракта – помочь людям преодолеть трудности и выйти на стабильный доход.
Рукият Мамаева руководит отделом по вопросам оказания государственной социальной помощи. Она работает в Управлении с 2015 года, правда, в ее трудовой биографии был небольшой перерыв. Женщина прошла путь от специалиста в разных отделах УСЗН – коммунальных услуг, детских пособий и т.д. до и.о. начальника отдела по соцконтрактам.
Работа не из легких, приходится не только обрабатывать огромное количество всевозможных документов, но одновременно принимать в своем кабинете множество посетителей. А это, поверьте, не так уж и просто.
Усугубляет положение тот факт, что количество контрактов ограничено, а желающих получить помощь – в разы больше.
— И мы отбираем тех, кому эта помощь необходима в первую очередь. И так страшно ошибиться. Конечно, в приоритете – многодетные семьи и семьи участников СВО, — делится Рукият.
С начала года в городе оформлено уже более сотни соцконтрактов. А вот какова будет квота на второе полугодие – пока не ясно.
— Но мы очень скрупулезно делаем свою работу и стараемся помочь каждому, кто к нам обратился, — объясняет она.
***
О Джамиле Магомедовой – ведущем специалисте отдела социальных выплат — в Управлении социальной защиты говорят, как об исключительно работоспособном и ответственном сотруднике. В такой сфере это особенно важно, поскольку любая, даже незначительная ошибка или несоблюдение сроков назначения выплаты отражается на конкретном человеке или целой семье. Благодаря её упорному труду, семьи нашего города, в которых есть дети, своевременно и в полном объёме получают все положенные им меры социальной поддержки.
Послужной список у нее весомый – более 30 лет работы в Управлении. Как удается не выгореть на такой сложной работе, рассказывает не тая.
— Считаю, что большое значение в том, останется ли человек в профессии, и станет ли она делом всей его жизни, имеет начальный этап становления. У нас замечательный коллектив и в отделе, и в управлении. Взаимопомощь и поддержка многое значат. Именно это помогает в особенно напряжённые периоды не сдаваться, а настойчиво идти к цели. С годами я тоже наработала практический опыт и при необходимости делюсь им с молодыми коллегами, – говорит специалист.
– Для чего чаще всего обращаются в Управление соцзащиты?
– Люди, в первую очередь, ждут помощи. Многие надеются и на дельный совет. Другие уверены, что им помогут разобраться с начислениями выплат, считают, что их в чём-то обидели, не доплатили.
Кто-то думает, что ему ещё какая-то помощь положена, а он просто не знает об этом. И все хотят, чтобы к ним отнеслись внимательно, сочувственно, обязательно решили их вопрос. Я согласна с этим. Ведь в каждой организации, куда приходишь, тоже надеешься на помощь. А в названии нашей главное слово – «защита», поэтому и сотрудников УСЗН это ко многому обязывает.
– А что, по Вашему мнению, наиболее важно в общении с пожилыми людьми?
– Главное – терпение, уважение, умение выслушать. Люди ведь разные, кого-то сначала нужно успокоить, а потом уже разговаривать.
– Такие качества за годы работы в социальной сфере как-то изменяются?
– Со временем они всё больше становятся неотъемлемыми в профессии. Чем больше трудишься в данной сфере, тем больше появляется внимания и сочувствия к тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации.
– За что чаще говорят спасибо и что труднее всего объяснить посетителям?
– Искренне благодарят за то, что помогли разобраться в каком-либо вопросе и давняя проблема решена. Сложнее всего растолковать следующее.
Часто люди приходят в УСЗН с газетой и говорят: «Здесь написано, что человеку моего возраста положены такие-то выплаты, а я их не получаю. Почему?». Стараешься объяснить, что в законодательстве на этот счёт есть ограничения, касающиеся, например, дохода, площади жилья и прочего, и заявитель под эти ограничения как раз и попадает. Кто-то понимает ситуацию, а другие обижаются, считают: им не идут навстречу, не хотят заниматься решением их вопросов. Но в любом случае всегда стараемся всё разъяснять тем, кто к нам обратился, доступно и обязательно терпеливо.
…Совсем скоро социальные работники отметят свой профессиональный праздник. На вопрос, что они хотят пожелать своим коллегам, и Рукият и Джамиля, ответили, что главное в их работе не потерять способность к сопереживанию, оставаться отзывчивыми и человечными. А еще – пожелали коллегам удачи, личностного роста, успехов и высоких достижений во всех начинаниях.
Ну, а мы, конечно, присоединяемся к этим пожеланиям.
Сабина ИСРАПИЛОВА