ПЕВЕЦ СВОБОДЫ И ДОБРА

     К 155-летию Сулеймана Стальского

    На прошлой неделе в Комплексном центре социального обслуживания населения г. Буйнакска прошло мероприятие, посвященное 155-летию народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского, организованное библиотекарями филиала №1.   

 В далеких горах Дагестана есть аулы златокузнецов, канатоходцев, лудильщиков. Как ни странно, есть в Дагестане и аул поэтов. В этом ауле почти в каждом доме живет певец. Обыкновенный певец, прежде чем начать песню, спрашивает у народа, какую песню петь: о любви или ненависти, о радости или печали? Народ просит певца петь о любви, но так, чтобы там была и ненависть; петь о ненависти, но так, чтобы там была и любовь; петь о печали, но так, чтобы там было и немного радости; петь о радости, но так, чтобы там было хоть немного грусти. Эти требования, которые веками предъявлял маленький дагестанский народ к своим ашугам и певцам, и определяют сущность и характер настоящей, большой поэзии. Без боли, без радости не рождаются стихи и поэмы. «Одной и той же иголкой шьют в горах и свадебные платья, и саван. Так и перо поэта должно передать все чувства сердца» — говорил Эфенди Капиев.
«Вот мои книги, — показывал на своих односельчан Сулейман, — у них в голове записаны все песни, что я сложил». «Эй! Песня вышла!» — кричал он сельчанам, когда выдумывал свежие стихи, и, не удивляясь такому вторжению поэзии в быт, крестьяне всегда просто и весело собирались вокруг своего соседа слушать его новую песню.

Смотри: для денежных мешков
Начальники друзьями стали.
Идут, не видят бедняков,
Спесивыми ослами стали.
 — Сулейман Стальский. Основоположник лезгинской, дагестанской, досоветской поэзии, один из крупнейших дагестанских поэтов XX века, народный поэт Дагестана.
Наиболее известными его произведениями являются: «Соловей»; «Свобода – счастье»; «Дагестан»; «Думы о родине»; «Кавказ».

Родился в 1869 году в ауле Ашага-Стал (отсюда Стальский) Кюринского округа Дагестанской области, в бедной крестьянской семье. Мать умерла рано, и до 7 лет мальчик рос на руках сердобольной соседки. Когда ему пошёл одиннадцатый год, умер и отец, — рассказывала ведущая мероприятия библиотекарь Патимат Гаджиева. — Рано осиротев, он с подросткового возраста познал, что такое тяжелый физический труд. В поисках средств к существованию он работал на нефтепромыслах в Баку, на строительстве железной дороги в Самарканде и моста через реку Сырдарья, чернорабочим в депо, занимался разной подработкой в Дербенте. Вспоминая об этом периоде своей жизни, выступая на Первом Северо-Кавказском съезде Советов в 1935 году, Сулейман Стальский сказал: «…Я работал круглые сутки, как вол, и ни разу не осмелился даже поужинать досыта, ибо тревога о завтрашнем дне давила мне сердце как черный камень и не давала жить сегодняшним».

После 16-ти лет скитаний, уже тридцатилетний ашуг вернулся в Дагестан. Женился, стал обзаводиться хозяйством, но все так же, как и раньше, тяжелым трудом зарабатывал на жизнь. Вероятно, такие условия сформировали личность Сулеймана Стальского как непримиримого борца с несправедливостью, что нашло отражение во множестве произведений поэта, — рассказала собравшим о жизненном и творческом пути ведущая мероприятия библиотекарь Патимат Гаджиева.

Сулейман Стальский помнил наизусть тысячи своих строк.
В сложные годы гражданской войны, до установления в Дагестане советской власти, Сулейман Стальский писал:
Мы помним каждый час и год:
Ты слал на нас орду невзгод,
Ты на кострах сжигал народ.
Довольно кровь сосать, урод,
Погибни, старый, мертвый мир!
— Сулейман Стальский был рупором Советской власти в Дагестане. Поэт ненавидел этот старый мир, где богатый угнетал бедного, где не было никакой социальной справедливости. Максим Горький назвал Сулеймана Стальского Гомером XX века не потому, что поэт Эллады был слепой, а поэт Страны гор не умел читать и писать. Главное в горьковской характеристике Сулеймана в том, что Сулейман Стальский, подобно Гомеру, воплотил весь опыт, все чувства, многовековые художественные образы своего лезгинского народа – и не только своего, но и всех народов Дагестана, — заметила в своем выступлении и культорганизатор БКЦСОН Зухра Шахмандарова.

В 1935 году, выступая на Первом съезде писателей СССР, великий пролетарский писатель М. Горький сказал: «На меня и, я знаю, не только на меня произвел потрясающее впечатление ашуг Сулейман Стальский. Я видел, как этот старец, безграмотный, но мудрый, сидя в президиуме, шептал, создавая свои стихи. Затем Гомер ХХ века изумительно прочел их. Берегите людей, способных создавать такие жемчужины поэзии, какие создает Сулейман».

Стихи и портреты Сулеймана Стальского – «Гомера XX» века не сходили со страниц журналов и газет страны. Его произведения переводились и публиковались на 15-ти языках народов СССР. В феврале 1936 года ЦИК СССР наградил народного поэта Дагестана орденом Ленина.

Высокую оценку творчеству С. Стальского дал выдающийся советский писатель Михаил Шолохов: «…Сулейман Стальский принадлежит к тому разряду истинно народных поэтов, которые были взращены своим народом, но широкое признание получили только при советской власти. Думы родного народа, его радости и горести, подслушанные поэтом, обрели певучую, пленительную в своей непосредственности и свежести форму песен-стихов и, обогащенные талантом певца, снова шли в народную гущу, чтобы жить дальше, не умирая».

Сулейман Стальский ушел из жизни в 1937 году, в возрасте 68 лет.

Не только библиотекари, но и подопечные КЦСОН декламировали стихи юбиляра. А работники отдела культуры города украсили мероприятие своими музыкальными номерами.

  Заведующая отделением дневного пребывания КЦСОН г. Буйнакска Сафият Уллубиева и другие выступающие также рассказали много интересного и познавательного о творчестве юбиляра.

Магомед АБДУЛАЗИЗОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ