Учитель – это особая профессия! Она не терпит суеты, поспешности, необдуманных решений. Учительство — нелегкий труд, требующий полной отдачи всего себя, душевных сил, времени, которое неумолимо бежит вперед и выдвигает всё новые и новые требования.
Не каждый готов посвятить себя этой профессии. Но если уж сделал выбор – то надо идти до конца.
Об этом филолог СОШ № 4 Бахтум Румиковна Дибирова знает, как никто другой. Свою будущую стезю она выбрала из любви, в первую очередь, к литературе, но самое главное – к своей учительнице русского языка и литературе Тамаре Павловне Лата.
— Практику я проходила в своей родной школе №9, в классе у Тамары Павловны. Сказать, что волновалась – не сказать ничего. Несмотря на то, что неоднократно становилась призером конкурса «Каков ты, будущий учитель?» среди студентов, тут – перед классом девятиклассников немного терялась. Но мой любимый педагог высоко оценила мои уроки, и эта вера в меня стала мотиватором, чтобы идти вперед, — рассказывает Бахтум Румиковна.
В родную школу преподавать она все же не пошла. Настолько велик был пиетет перед педагогами, у которых училась, что считать себя равной было сложно.
Проработав какое-то время в школе «Пять сторон света», она пришла в СОШ №4, которую полюбила всем сердцем и в которой работает много лет, хотя признается, что попытки переманить ее в другие школы и, даже, вузы были.
— Но этот коллектив, эта школа стали для меня настолько родными, что где-то в другом месте я себя уже не представляю, — говорит педагог.
Дети полюбили ее за открытость характера, умение находить общий язык, тактичное и уважительное отношение к окружающим, за требовательность и справедливость.
— Я – учитель русского языка и литературы. Знаю, что это самая прекрасная профессия, но и самая трудная. Ведь, пожалуй, ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственное развитие, отношение к людям не имеют такого решающего значения, как в профессии учителя. Мало иметь только учительский диплом. Надо владеть еще величайшим из искусств – искусством любить детей. Профессия учителя-словесника самая гуманная и благородная. Для меня очень важно, чтобы мои ученики ушли с урока, не только получив определенный объем знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше. Не зря же, нас, учителей русского языка и литературы, называли когда-то инженерами человеческих душ.
Говоря о том, насколько изменилась школа и дети за время ее преподавания, Бахтум Дибирова признается, что значительно.
— Слова философа Джона Дьюи определило моё кредо в профессии: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера – мы украдем у наших детей завтра». Время течет и изменяется. Всё то, что совсем недавно казалось нам востребованным и современным, если не предается забвению, то переходит в разряд неактуального. Пожалуй, вечными остаются познание и творчество. А кто же способен к постоянному преобразованию мира, если не дети? Стремление совершать открытия, создавать новое и необычное заложено в них с самого рождения. Именно учитель может поддержать эти творческие порывы и развивать умение удивляться, казалось бы, самым обыкновенным вещам.
А на вопрос: «Считаете ли себя счастливым человеком?», отвечает:
— Найти свое призвание, утвердиться в нем — это и есть счастье.
Сабина ИСРАПИЛОВА