Герой Советского Союза, летчик морской авиации Юсуп Абдулабекович Акаев в годы Великой Отечественной войны по праву считался среди коллег асом номер один. По количеству уничтоженных и потопленных плавсредств противника он уверенно занимает первое место. Также дагестанский сокол имеет в своем активе больше всех поврежденных фашистских плавсредств.
Помимо надводных целей на боевом счету Юсупа Акаева числятся автомашины, склады, минометные, зенитные и артиллерийские батареи и другие наземные цели.
Наравне с героями Советского Союза, подводником Магомедом Гаджиевым и танкистом Анатолием Хуторянским буйнакцы свято чтят и гордятся летчиком-штурмовиком Юсупом Акаевым.
Родился будущий герой в августе 1922 года в селении Нижний Дженгутай Буйнакского района Дагестанской АССР. Небом «заболел» в период посещения Республиканского аэроклуба Общества содействия обороне авиационному и химическому строительству (Осоавиахим).
После окончания Махачкалинской школы юристов вернулся в отчий дом, но устроиться на работу по специальности не успел – началась война.
Буквально на следующий день, 23 июня, с мечтой попасть в авиацию, он обращается в военкомат, но суровые работники военного комиссариата отказывают ему. И лишь через месяц Юсупу вручили повестку и направили учиться в Военно-авиационную школу первоначального обучения, которую он окончил с семью благодарностями.
В качестве поощрения командование летом 1942 года направляет Юсупа Акаева для дальнейшей учебы в город Саранск, в 3-е военно-морское авиационное училище.
Во время теоретических разборов полетов курсант Акаев вносил смелые предложения, реализация которых была сопряжена с колоссальными физическими перегрузками летчика, граничащими с предельными возможностями самолета.
После учебы, в личной книжке качества знаний курсанта училища Юсупа Акаева сделана завершающая надпись:
«В период учебы в 4-й штурмовой авиаэскадрилье имеет 103 полета, из них — 64 самостоятельных. Техника пилотирования отработана отлично. Зачет государственной комиссии сдал.
Инструктор — лейтенант Егоров.
Командир авиаэскадрильи – майор Сегниев».
Успешно завершив учебу в училище, младший лейтенант Акаев получает назначение в 47-й штурмовой авиационный полк 11-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Краснодарско-Балтийского флота, в которой командиром был Герой Советского Союза А. А. Губрия, а полком командовал Герой Советского Союза Ф. Н. Тургенев.
С каждым вылетом росли боевое мастерство и зрелость молодого лейтенанта, особенно в боях за Новороссийск и Малую землю.
Внимательно приглядываясь к бывалым мастерам бомбо-штурмовых ударов, перенимая их опыт, Акаев выработал свою, «акаевскую» хватку, которая дорого обходилась фашистам при встрече.
Боевое крещение Юсуп Акаев принял под Новороссийском. Он, вместе с другими летчиками, бомбил и штурмовал живую силу и технику противника, топил его корабли, меткими ударами громил склады с боеприпасами и базы снабжения.
Постепенно, вместе с мастерством Акаева росла его офицерская карьера. И, вот, он уже командир звена 2-й эскадрильи.
В один из дней он трижды водил группу из шести самолетов Ил-2 под прикрытием двух истребителей Як-1. Шестью заходами с пикирования они нанесли бомбо-штурмовые удары по местам скопления живой силы и техники врага в районе мыса Такил и коммуны «Инициатива». В том налете наши летчики уничтожили 24 автомашины, взорвали склад с боеприпасами, вызвали пожар, повредили два танка, уничтожили до 200 вражеских солдат и офицеров. Сам Акаев в том бою получил легкое осколочное ранение.
6 ноября 1943 года, в канун 26-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, Юсуп Акаев сделал отличный подарок Родине, эффективным ударом нанеся немцам наибольший урон.
Выписка из наградного листа:
«Шесть самолетов Ил-2 (ведущий — младший лейтенант Акаев Ю. А.) получили задачу: бомбо-штурмовым ударом уничтожить скопление катеров противника в районе мыса Такил. Под сильным огнем с берега и противодействием с катеров тов. Акаев произвел три захода по плавсредствам. Потоплено два сторожевых катера и три повреждены. Самолет тов. Акаева был подбит. На подбитом самолете он дотянул до своей территории и у мыса Ак-Бурун произвел посадку на воду. Экипаж был спасен».
За сухими строками наградного листа скрываются невероятная отвага, смекалка и находчивость командира и стрелка Ил-2.
После того, как Ил-2 был подбит вражеской зениткой Юсуп Акаев и стрелок Василий Слепцов, напрягая все силы, тянули самолет к своему берегу. Оставалось 3-4 километра, когда самолет начал терять высоту и стал трудно управляем. Стало очевидно, что до берега они не дотянут. В голове командира моментально возникла мысль посадить «Ильюшин» на воду. Но надо было так посадить самолет, чтобы он, коснувшись поверхностной глади, сразу вынырнул, пока его не поглотила морская пучина. План удался. Едва приводнившись, самолет пошел ко дну, а летчики в спасательных лодках ожидали пока придет подмога.
С нашего берега летчики видели, как мастерски сел на воду Акаев, но также и немцы наблюдали приводнение советского самолета и своим огнем не давали возможности помочь попавшим в беду летчикам.
Только через два часа над морем появился Ил-2. Он искал соратников, которым грозила смерть. Обнаружив их и сделав разворот, самолет удалился к берегу, чтобы сообщить координаты.
Наступили сумерки. Кругом – безграничная морская стихия. Впереди – узкая полоса берега, в которую с надеждой вглядывались два человека.
Прошло еще два часа. Насквозь промерзшие летчики начали ощущать признаки усталости. Но их лица выражали твердую уверенность бороться до конца.
От берега отделилась едва заметная точка и стала приближаться к летчикам.
Пятый час на пределе сил, но не теряя надежды, боролись Акаев и Слепцов со стихией. Прошел еще один долгий час. Неожиданно летчики увидели осторожно разрезающий волны черный силуэт катера, командир которого, рискуя жизнью всей команды, повел судно через заминированные воды.
Хотелось кричать, подавать сигналы, плыть к нему, но силы летчиков были на исходе. Они с трудом держались на воде. Через полчаса посиневших от холода, теряющих сознание Акаева и Слепцова подняли на палубу.
Юсуп Акаев часто с большой благодарностью вспоминал экипаж катерного тральщика и его командира, пришедших им на помощь.
Это лишь один эпизод из героической биографии нашего прославленного земляка, настоящего аса Акаева Юсупа Абдулабековича. А сколько таких было за всю войну. Он уничтожал врага везде, где находил. И в своем деле Акаев был лучшим из лучших.
Известный военный ученый-историк Анатолий Докучаев, автор Книги военных рекордов, в своей статье, напечатанной в газете «Красная Звезда» 26 декабря 1996 года, пишет:
«Ну, а кто из советских штурмовиков больше уничтожил кораблей и транспортов противника? Прежде чем назвать имя, короткое отступление. По свидетельству летчиков штурмовой авиации, удары по кораблям являлись трудной задачей. Представляя собой плавучие дивизионы, они при появлении самолетов ощетинивались огнем зениток. Летчикам постоянно приходилось менять тактику, атаковать морские суда то пикированием, то с бреющего полета, идти на другие ухищрения.
Рекордсменом здесь является командир эскадрильи 47-го штурмового авиаполка, 11-й штурмовой авиадивизии ВВС Балтийского флота, капитан Юсуп Акаев.
К июлю 1944 года он совершил104 боевых вылета, уничтожил 18 кораблей, 11 танков и много другой боевой техники противника.
И по количеству потопленных, поврежденных плавсредств (54) он также стоит на первом месте среди советских летчиков морской авиации».
К сожалению, война подорвала здоровье отважного летчика. Видимо, сказалось время, проведенное в резиновой лодке в холодном море после того, как он был подбит над Черным морем.
В начале 1948 года состояние здоровья Юсупа Акаева ухудшилось.
19 ноября 1949 года Герой Советского Союза, отважный летчик-штурмовик Акаев Юсуп Абдулабекович скончался по пути в санаторий.
Хоронить своего легендарного земляка вышел весь город Буйнакск, в котором он проживал с семьей.
Похоронен Юсуп Акаев в Буйнакске, рядом с борцами за Советскую власть в Дагестане, возле педагогического колледжа.
Из книги Абдуллы Магомедова
«Севастополь. Крым. Дагестан»