БЕССМЕРТНАЯ МУЗА ВАГИТА АТАЕВА 

Литературная страница

Вот уже пять лет, как нет среди нас большого жизнелюба, очень талантливого детского поэта Вагита Атаева.

Многие годы он совмещал свою основную работу педагога с работой в редакции Буйнакской объединенной газеты «Луч коммунизма».
Свои статьи, стихи, рассказы печатал в газетах «Комсомолец Дагестана», «Ленин ёлу» («Ёлдаш»), журналах «Тангчолпан» («Утренняя звезда»), «Женщина Дагестана», «Соколёнок» и др. В разные годы в дагестанских издательствах вышли книги для детей: «Баю-бай», «Утёнок», «Подсолнух», «Выйди, солнышко!», «Ты папе не говори…», «Азбука», «Кошка и лепёшка» (на русском языке), «В объятиях детства», «Дети — цветы жизни», а для взрослых — «Доброе утро!», «Я люблю тебя, жизнь».
Большой цикл детских стихов автора вошёл в Детскую энциклопедию тюркоязычных народов мира (Турция). Там же в 2010 г. вышла его книга для детей «Кошка и лепёшка».
Лучшие стихи поэта включены в Букварь, учебники и хрестоматии по родной литературе. Стихи в переводе на русский язык печатались в центральных журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Работница» (в рубрике «Колобок»), вошли в сборник лучших детских стихов советских поэтов «Апрельский дождь». Атаев В. А. – победитель Всероссийского конкурса им. П. Ершова и конкурса журнала «Соколёнок» за лучшие детские стихи на кумыкском языке.
Им переведены на родной кумыкский язык многие стихи известных русских и российских поэтов.

Используя особые образы, сравнения, с особым психологизмом раскрывая темы добра, нравственной красоты, он стал известным и любимым детским поэтом Дагестана.

Меня всегда восхищало тематическое разнообразие стихов Вагита Атаева, их ориентация на возрастные психолого-педагогические особенности юных читателей, глубокое проникновение в чудесный мир детства и передача в текстах произведений живого и непосредственного детского взгляда на окружающий мир.

Художественное слово имеет огромное воздействие на сознание человека на протяжении всей его жизни. Особенное влияние оно оказывает на слушателя, растущего и развивающегося с самого детства, поскольку роль детской литературы неоспоримо велика в воспитании детей с первого года жизни. Произведения художественной, научно — художественной, научной, научно-популярной литературы расширяют знания ребенка, помогают в формировании его жизненных позиций, нравственных принципов и эстетических интересов.

В наши дни изучение национальной детской литературы особенно актуально, так как именно она является одной из фундаментальных основ в воспитании подрастающего поколения, в формировании этнического интереса к родной земле и языку предков.

 

            Магомед АБДУЛАЗИЗОВ

 

БАЮ-БАЙ

Рядом с дочкой мама села

И тихонечко запела:

-Смотрит месяц к нам в окно,

Дочке спать пора давно

Баю-бай.

Айбала не засыпала,

Лишь зевала иногда.

Ну, а мама так устала,

Что заснула без труда.

И тогда

 

Рядом с мамой дочка села

И тихонечко запела:

-Смотрит месяц к нам в окно,

Маме спать пора давно.

Баю-бай.

 

В САДУ У ДЕДУШКИ

 

Урожай поспел в саду,

Деду помогать иду.

То-то деда будет рад,

Нынче урожай богат.

 

Что за персики, смотри!

Будто мёд у них внутри.

Много их с утра я съел,

Мой животик заболел.

 

— Деда, больше не могу,

Завтра тоже помогу…

 

У ТЕЛЕВИЗОРА

 

Десять маленьких ребят

В телевизоре сидят.

На столе у них арбуз,

Только слышно: хруст да хруст.

 

Вдруг Мурад залез на стул,

Крышку сзади отвернул.

Закричал отец ему:

— Что ты хочешь? Не пойму!

 

— Я хочу, — Мурад ответил,-

Знать, как внутрь попали дети,

Чтобы рядом с ними сесть

И арбуз тот сладкий… съесть.

 

ГДЕ ДРУГОЕ УХО?

 

Свой рисунок показала

Маме девочка Айна.

А на нём нарисовала

Кошку рыжую она.

 

— Ты художник самый лучший!

И рисунок чудный! Но

Почему у кошки ушко

На рисунке лишь одно?

 

Призадумалась дочурка,

Трёт в отчаянии нос.

— Вспомнила! Другое ухо

Откусил наш пёс Барбос.

 

КУКЛА ИСПУГАЕТСЯ…

 

На дворе давно уж ночь.

Айбала не спит.

— Да уж не больна ль ты, дочь? —

Мама говорит.

 

— Нет, я, мама, не больна,

Кукла во дворе,

Испугается она

По ночной поре…

 

-Ты не спишь напрасно, дочь.

Смело засыпай.

Ведь играет с ней всю ночь

Пёс наш Алабай.

 

ПИСЬМО

 

Очень занята Заза:

Опустила вниз глаза,

Что ты пишет на листке,

Примостившись в уголке.

 

— В детский сад тебе пора,

Что ты пишешь там с утра?

— Я письмо Зулай пишу,

С нею я давно дружу.

 

— Не умеешь ты писать.

Вот мне писарь! Ой, ты боже!

— Мама, ничего. Читать

И подружка ведь не может…

 

МОЛОКО ХОЧЕТ УБЕЖАТЬ…

 

Вдруг в кастрюле молоко

Поднялось так высоко!

Подскочила даже крышка!

— Мамочка!, — кричит малышка. —

Столько пены получилось!

С молоком что-то случилось!

Видно, хочет убежать!

Мне его не удержать!..

 

НУ, ПОГОДИ!

 

По телевизору идёт

Мультфильм «Ну, погоди!»

Гасанчик просто возмущён:

— Ну, волк! Ты погляди!

Он хочет зайчика поймать!

Какой же он наглец!

Ему отпор захочет дать

Хоть кто-то наконец?1

Я не охотник.

Очень жаль.

Но подрасту чуть-чуть,

Тогда из меткого ружья

Смогу в него пальнуть!

 

МАМА, НЕ СТАРЕЙ…

 

Собираясь в детский сад,

Попросил малыш Мурад:

-Улыбнись, мамуль, скорей,

Никогда ты не старей.

 

-Мальчик мой, я не пойму,

Говоришь так почему?

— Мне сказал мой друг Мухтар:

«Умирает тот, кто стар…».

 

ЧТОБ НЕ ЗНАЛ ПАПА…

 

Магомед пришёл из школы.

Он сегодня невесёлый.

И игру не затевает –

Пёс Барбос сердито лает.

 

Мальчик псу принёс лепёшку:

— На, Барбос, поешь немножко.

С «двойкой» я пришёл из школы,

Потому и невесёлый.

 

Мне пока нельзя играть,

Нужно «двойку» исправлять.

Друг мой верный, дай же лапу,

Чтоб не знал о двойке папа!..

 

ЖАЛОБА ЩЕНКА

 

Я ещё издалека

Чую запах шашлыка.

Подбегаю: у костра

Мясо жарит детвора.

Шашлыки едят детишки,

Даже есть у них излишки!

Но бросают мне костяк,

Погрызу его – пусть так.

Грыз его и так, и сяк –

Не наелся я никак.

Да, проблема…

А нельзя ли,

Чтобы дети кости брали

И погрызли хоть раз сами,

А уж мясо мне бросали?..

 

ПОЧЕМУ?

 

Я от мёда, между прочим,

Никогда не откажусь.

Потому, наверно, очень

Маме сладким я кажусь.

 

Пищу ест она любую,

Только мёд не признаёт.

Почему ж, когда целую,

Мама сладкая, как мёд?

 

ЖВАЧКА

 

У Зайнаб пропала жвачка.

Как же это? Вот задачка.

Ни в кустах, ни на тропинке

Нет жевательной резинки.

 

Позвала Зайнаб подруг,

Собрались подруги в круг,

На сарай залезли даже,

Только нет и там пропажи.

 

А корова у ворот

Что-то вкусное жуёт.

-Му, — Зайнаб сказала ей,-

Жвачку мне верни скорей.

 

 

***

Мурадик держал в руке перевернутую газету и вдруг, увидев в ней КамАЗ, закричал:

-Мама, мама, иди, посмотри: машина перевернулась! Авария!

 

***

Впервые увидев на небе бесчисленные звезды, Мурадик удивленно воскликнул:

— Ой! Посмотрите, как много там лампочек!

Интересно, кто их включил?

 

***

Мурадик как-то зашёл к соседям и стал играть с Арсланчиком, который еще не умел говорить.

— Смотри, у него зубы, а говорить не умеет! – удивился он.

 

***

Мурадик такими удивленными глазами посмотрел на маму, ставившую ему подмышку градусник, что она даже испугалась:

— Что, Мурадик? Что?

— У меня голова болит, понимаешь, а не рука – последовал ответ.

 

***

Старшие уверяли Мурадика, что малыша покупают в магазине.

Однажды мать увидела у сынишки несколько железных монет и спросила:

— Мурадик, зачем тебе эти деньги?

— Хочу купить в магазине себе братишку. А то у меня его нет…

 

***

Дочь вернулась из школы грустной. Она получила «двойку» по контрольной работе. Мать, посмотрев в тетрадь, возмутилась:

— Если такие простые примеры не можешь решать, ты вообще без головы!

Услышав эти слова, Мурадик возразил:

— Мама, посмотри: у неё же есть голова!

 

***

— Сегодня вечером по телевизору будет очень интересный мультфильм, — решила обрадовать мать сынишку.

Мурадик радостно:

— Кто тебе сказал?

— Вот программа…

— Разве она умеет говорить?..

 

***

Мурадик увидел на улице дедушку с одной ногой и спросил у мамы:

— А где его другая нога?

— На войне осталась, сынок.

— Наверно, дедушка её там забыл, да?…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ