Литературная страница
Вот уже пять лет, как нет среди нас большого жизнелюба, очень талантливого детского поэта Вагита Атаева.
Многие годы он совмещал свою основную работу педагога с работой в редакции Буйнакской объединенной газеты «Луч коммунизма».
Свои статьи, стихи, рассказы печатал в газетах «Комсомолец Дагестана», «Ленин ёлу» («Ёлдаш»), журналах «Тангчолпан» («Утренняя звезда»), «Женщина Дагестана», «Соколёнок» и др. В разные годы в дагестанских издательствах вышли книги для детей: «Баю-бай», «Утёнок», «Подсолнух», «Выйди, солнышко!», «Ты папе не говори…», «Азбука», «Кошка и лепёшка» (на русском языке), «В объятиях детства», «Дети — цветы жизни», а для взрослых — «Доброе утро!», «Я люблю тебя, жизнь».
Большой цикл детских стихов автора вошёл в Детскую энциклопедию тюркоязычных народов мира (Турция). Там же в 2010 г. вышла его книга для детей «Кошка и лепёшка».
Лучшие стихи поэта включены в Букварь, учебники и хрестоматии по родной литературе. Стихи в переводе на русский язык печатались в центральных журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Работница» (в рубрике «Колобок»), вошли в сборник лучших детских стихов советских поэтов «Апрельский дождь». Атаев В. А. – победитель Всероссийского конкурса им. П. Ершова и конкурса журнала «Соколёнок» за лучшие детские стихи на кумыкском языке.
Им переведены на родной кумыкский язык многие стихи известных русских и российских поэтов.
Используя особые образы, сравнения, с особым психологизмом раскрывая темы добра, нравственной красоты, он стал известным и любимым детским поэтом Дагестана.
Меня всегда восхищало тематическое разнообразие стихов Вагита Атаева, их ориентация на возрастные психолого-педагогические особенности юных читателей, глубокое проникновение в чудесный мир детства и передача в текстах произведений живого и непосредственного детского взгляда на окружающий мир.
Художественное слово имеет огромное воздействие на сознание человека на протяжении всей его жизни. Особенное влияние оно оказывает на слушателя, растущего и развивающегося с самого детства, поскольку роль детской литературы неоспоримо велика в воспитании детей с первого года жизни. Произведения художественной, научно — художественной, научной, научно-популярной литературы расширяют знания ребенка, помогают в формировании его жизненных позиций, нравственных принципов и эстетических интересов.
В наши дни изучение национальной детской литературы особенно актуально, так как именно она является одной из фундаментальных основ в воспитании подрастающего поколения, в формировании этнического интереса к родной земле и языку предков.
Магомед АБДУЛАЗИЗОВ
БАЮ-БАЙ
Рядом с дочкой мама села
И тихонечко запела:
-Смотрит месяц к нам в окно,
Дочке спать пора давно
Баю-бай.
Айбала не засыпала,
Лишь зевала иногда.
Ну, а мама так устала,
Что заснула без труда.
И тогда
Рядом с мамой дочка села
И тихонечко запела:
-Смотрит месяц к нам в окно,
Маме спать пора давно.
Баю-бай.
В САДУ У ДЕДУШКИ
Урожай поспел в саду,
Деду помогать иду.
То-то деда будет рад,
Нынче урожай богат.
Что за персики, смотри!
Будто мёд у них внутри.
Много их с утра я съел,
Мой животик заболел.
— Деда, больше не могу,
Завтра тоже помогу…
У ТЕЛЕВИЗОРА
Десять маленьких ребят
В телевизоре сидят.
На столе у них арбуз,
Только слышно: хруст да хруст.
Вдруг Мурад залез на стул,
Крышку сзади отвернул.
Закричал отец ему:
— Что ты хочешь? Не пойму!
— Я хочу, — Мурад ответил,-
Знать, как внутрь попали дети,
Чтобы рядом с ними сесть
И арбуз тот сладкий… съесть.
ГДЕ ДРУГОЕ УХО?
Свой рисунок показала
Маме девочка Айна.
А на нём нарисовала
Кошку рыжую она.
— Ты художник самый лучший!
И рисунок чудный! Но
Почему у кошки ушко
На рисунке лишь одно?
Призадумалась дочурка,
Трёт в отчаянии нос.
— Вспомнила! Другое ухо
Откусил наш пёс Барбос.
КУКЛА ИСПУГАЕТСЯ…
На дворе давно уж ночь.
Айбала не спит.
— Да уж не больна ль ты, дочь? —
Мама говорит.
— Нет, я, мама, не больна,
Кукла во дворе,
Испугается она
По ночной поре…
-Ты не спишь напрасно, дочь.
Смело засыпай.
Ведь играет с ней всю ночь
Пёс наш Алабай.
ПИСЬМО
Очень занята Заза:
Опустила вниз глаза,
Что ты пишет на листке,
Примостившись в уголке.
— В детский сад тебе пора,
Что ты пишешь там с утра?
— Я письмо Зулай пишу,
С нею я давно дружу.
— Не умеешь ты писать.
Вот мне писарь! Ой, ты боже!
— Мама, ничего. Читать
И подружка ведь не может…
МОЛОКО ХОЧЕТ УБЕЖАТЬ…
Вдруг в кастрюле молоко
Поднялось так высоко!
Подскочила даже крышка!
— Мамочка!, — кричит малышка. —
Столько пены получилось!
С молоком что-то случилось!
Видно, хочет убежать!
Мне его не удержать!..
НУ, ПОГОДИ!
По телевизору идёт
Мультфильм «Ну, погоди!»
Гасанчик просто возмущён:
— Ну, волк! Ты погляди!
Он хочет зайчика поймать!
Какой же он наглец!
Ему отпор захочет дать
Хоть кто-то наконец?1
Я не охотник.
Очень жаль.
Но подрасту чуть-чуть,
Тогда из меткого ружья
Смогу в него пальнуть!
МАМА, НЕ СТАРЕЙ…
Собираясь в детский сад,
Попросил малыш Мурад:
-Улыбнись, мамуль, скорей,
Никогда ты не старей.
-Мальчик мой, я не пойму,
Говоришь так почему?
— Мне сказал мой друг Мухтар:
«Умирает тот, кто стар…».
ЧТОБ НЕ ЗНАЛ ПАПА…
Магомед пришёл из школы.
Он сегодня невесёлый.
И игру не затевает –
Пёс Барбос сердито лает.
Мальчик псу принёс лепёшку:
— На, Барбос, поешь немножко.
С «двойкой» я пришёл из школы,
Потому и невесёлый.
Мне пока нельзя играть,
Нужно «двойку» исправлять.
Друг мой верный, дай же лапу,
Чтоб не знал о двойке папа!..
ЖАЛОБА ЩЕНКА
Я ещё издалека
Чую запах шашлыка.
Подбегаю: у костра
Мясо жарит детвора.
Шашлыки едят детишки,
Даже есть у них излишки!
Но бросают мне костяк,
Погрызу его – пусть так.
Грыз его и так, и сяк –
Не наелся я никак.
Да, проблема…
А нельзя ли,
Чтобы дети кости брали
И погрызли хоть раз сами,
А уж мясо мне бросали?..
ПОЧЕМУ?
Я от мёда, между прочим,
Никогда не откажусь.
Потому, наверно, очень
Маме сладким я кажусь.
Пищу ест она любую,
Только мёд не признаёт.
Почему ж, когда целую,
Мама сладкая, как мёд?
ЖВАЧКА
У Зайнаб пропала жвачка.
Как же это? Вот задачка.
Ни в кустах, ни на тропинке
Нет жевательной резинки.
Позвала Зайнаб подруг,
Собрались подруги в круг,
На сарай залезли даже,
Только нет и там пропажи.
А корова у ворот
Что-то вкусное жуёт.
-Му, — Зайнаб сказала ей,-
Жвачку мне верни скорей.
***
Мурадик держал в руке перевернутую газету и вдруг, увидев в ней КамАЗ, закричал:
-Мама, мама, иди, посмотри: машина перевернулась! Авария!
***
Впервые увидев на небе бесчисленные звезды, Мурадик удивленно воскликнул:
— Ой! Посмотрите, как много там лампочек!
Интересно, кто их включил?
***
Мурадик как-то зашёл к соседям и стал играть с Арсланчиком, который еще не умел говорить.
— Смотри, у него зубы, а говорить не умеет! – удивился он.
***
Мурадик такими удивленными глазами посмотрел на маму, ставившую ему подмышку градусник, что она даже испугалась:
— Что, Мурадик? Что?
— У меня голова болит, понимаешь, а не рука – последовал ответ.
***
Старшие уверяли Мурадика, что малыша покупают в магазине.
Однажды мать увидела у сынишки несколько железных монет и спросила:
— Мурадик, зачем тебе эти деньги?
— Хочу купить в магазине себе братишку. А то у меня его нет…
***
Дочь вернулась из школы грустной. Она получила «двойку» по контрольной работе. Мать, посмотрев в тетрадь, возмутилась:
— Если такие простые примеры не можешь решать, ты вообще без головы!
Услышав эти слова, Мурадик возразил:
— Мама, посмотри: у неё же есть голова!
***
— Сегодня вечером по телевизору будет очень интересный мультфильм, — решила обрадовать мать сынишку.
Мурадик радостно:
— Кто тебе сказал?
— Вот программа…
— Разве она умеет говорить?..
***
Мурадик увидел на улице дедушку с одной ногой и спросил у мамы:
— А где его другая нога?
— На войне осталась, сынок.
— Наверно, дедушка её там забыл, да?…