Федеральным законом от 05.04.2021 № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» уточнены права и обязанности полиции
Так, в обязанности полиции входит предоставление по представлениям избирательных комиссий, комиссий референдума сведений в отношении лиц, выдвинутых кандидатами на выборах, об имевшихся или имеющихся у них судимостях (о фактах их осуждения) с указанием категории преступления, о дате снятия или погашения судимости, о привлечении их к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 КоАП РФ, а в отношении лиц, назначенных членами избирательных комиссий, комиссий референдума, об осуждении и (или) ином факте уголовного преследования с указанием сведений о неснятой или непогашенной судимости, о привлечении их к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах.
Указанные изменения вступили в силу 16.04.2021.
З. АЙЛАНМАТОВ,
старший помощник прокурора г.Буйнакска.
С 17 апреля – новые правила выдачи справок о том, подвергалось ли лицо административному наказанию за потребление наркотических средств
Порядок предоставления государственной услуги по выдаче органами полиции справок о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
С 17.04.2021 вступил в силу новый Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, утвержденный приказом МВД России от 02.11.2020 № 746. Прежний приказ МВД России от 24.10.2016 № 665 признан утратившим силу.
Заявителями в рамках государственной услуги являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства либо их уполномоченные представители.
Срок предоставления государственной услуги не должен превышать 15 календарных дней с даты регистрации заявления о выдаче справки.
Взимание государственной пошлины или иной платы за предоставление государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В соответствии со ст. 65 ТК РФ такую справку, в числе прочих документов, предъявляет работодателю лицо, поступающее на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
З. АЙЛАНМАТОВ,
старший помощник прокурора г.Буйнакска.
Положения законодательства об усилении административной ответственности за нарушения в области культивирования наркосодержащих растений
С 16.04.2021 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2021 № 84-ФЗ, в соответствии с которым внесены изменения в статьи 10.4, 10.5, 10.5.1 КоАП РФ – законодатель усилил административную ответственность за нарушения в области культивирования наркосодержащих растений.
Речь идет об увеличении размеров штрафов за следующие правонарушения:
непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
В частности размер штрафа за непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, составит от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ранее – от трех тысяч до четырех тысяч рублей).
З. АЙЛАНМАТОВ,
старший помощник прокурора г.Буйнакска.
В России вступили в силу правила предоставления отпуска многодетным семьям
Федеральным законом от 9 марта 2021 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в статью 262-2 Трудового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в статью 262-2 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающую предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до 12 лет, по их желанию в удобное для них время.
В соответствии с Федеральным законом такая гарантия будет предоставляться работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, до достижения младшим из детей возраста 14 лет.
Федеральный закон вступил в силу с 20 марта 2021 г.
З. АЙЛАНМАТОВ,
старший помощник прокурора г.Буйнакска.
С 1 марта 2021 г. вводятся в действие обобщенные санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».В соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами изменяются требования к качеству питьевой воды, площадкам для накопления отходов, содержанию зданий и помещений. Это в первую очередь касается многоквартирных жилых домов.
Новые санитарные правила запрещают мойку автомобилей, проверку тормозов и настройку звуковых сигналов на придомовой территории. Не допускается также разгрузка или погрузка товаров и материалов в магазины и офисы, расположенные в многоквартирных домах, со стороны входов в подъезды.
Управляющая компания должна не реже одного раза в месяц чистить, мыть и дезинфицировать мусоропровод.
А.МАЛИКОВ,
первый заместитель прокурора г.Буйнакска.
Усилена ответственность за правонарушения в сфере предвыборной агитации
Федеральным законом от 9 марта 2021 г. № 37-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» увеличены размеры административных штрафов за проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, а также за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах (статьи 5.10 и 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)).
Одновременно в часть 1 статьи 3.5 КоАП РФ внесены корреспондирующие изменения, уточняющие предельный размер административного штрафа, устанавливаемого за указанные административные правонарушения.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.10 и 5.12 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, судьи.
Размеры налагаемых административных штрафов:
по статье 5.10 КоАП РФ (Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах) – на граждан в размере от 5 000 до 20 000 рублей (ранее – от 1 000 до 1 500 рублей); на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (ранее – от 2 000 до 5 000 рублей); на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей (ранее – от 20 000 до 100 000 рублей);
по статье 5.12 КоАП РФ (Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах):
по части 1 – на граждан в размере от 5 000 до 20 000 рублей (ранее – от 1 000 до 1 500 рублей);
на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (ранее – от 2 000 до 3 000 рублей);
на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей (ранее – от 50 000 до 100 000 рублей);
по части 2 – на граждан в размере от 5 000 до 20 000 рублей (ранее – от 500 до 1 000 рублей);
на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (ранее – от 1 500 до 2 000 рублей);
на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей (ранее – от 20 000 до 30 000 рублей).
Федеральный закон вступил в силу 20 марта 2021 г.
А.МАЛИКОВ,
первый заместитель прокурора г.Буйнакска.
Требования закона по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц
Под противодействием терроризма согласно подпункту 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 № 447 утверждены требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов». Указанным Постановлением установлены обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения.
Выделены 4 категории гостиниц в зависимости от степени угрозы совершения террористических актов, возможных последствий их совершения, а также с учетом оценки состояния защищенности гостиниц. Для проведения категорирования гостиницы по решению ответственного лица создается комиссия по обследованию и категорированию гостиницы.
Так, например, антитеррористическая защищенность гостиницы независимо от установленной категории опасности обеспечивается путем:
а) проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы, которые включают в себя:
разработку организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного режима на территории гостиницы;
определение должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность гостиницы и ее потенциально опасных участков (критических элементов);
обеспечение подготовки работников гостиницы к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории гостиницы;
организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по месту нахождения гостиницы;
б) проведения мониторинга обстановки, складывающейся в районе расположения гостиницы;
в) оборудования гостиницы необходимыми инженерно-техническими средствами охраны;
г) применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности гостиницы;
д) осуществления контроля за соблюдением лицами, находящимися на территории гостиницы, требований к обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы;
е) осуществления мероприятий по защите информации;
ж) оперативного оповещения и проведения эвакуации посетителей, персонала и должностных лиц гостиницы в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на территории гостиницы;
з) проведения мероприятий по минимизации возможных последствий совершения террористического акта на территории гостиницы и ликвидации угрозы совершения террористического акта на территории гостиницы;
и) своевременного информирования территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы об угрозе совершения или о совершении террористического акта на территории гостиницы.
Все гостиницы, независимо от установленной категории опасности, должны быть оборудованы системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, системой охранного освещения, системой пожарной безопасности.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения возлагается на руководителя юридического лица, являющегося собственником гостиницы или использующего ее на ином законном основании, или на физическое лицо, являющееся собственником гостиницы или использующее ее на ином законном основании, если иное не установлено законодательством.
За нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов, предусмотрена административная ответственность по ст. 20.35 КоАП РФ.
Нарушение требований к антитеррористической защищенности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
А.МАЛИКОВ,
первый заместитель прокурора г.Буйнакска.
Конституционный Суд РФ: проверена конституционность отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Конституционным Судом Российской Федерации вынесено постановление № 28-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 4.6 и части 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда».
Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым этому наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения этого постановления.
Совершенное в этот период правонарушение может наказываться строже как повторное.
Частью 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ по ряду административных правонарушений, установленных главой 12 КоАП РФ, предусмотрена возможность уплаты административного штрафа в размере половины наложенной суммы не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации послужило то обстоятельство, что указанные нормы в их взаимосвязи содержат неопределенность в вопросе об исчислении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, если административный штраф уплачен в половинном размере до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Конституционный Суд Российской Федерации по результатам рассмотрения запроса признал положения статьи 4.6 и части 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они не позволяют определить порядок исчисления срока, в течение которого лица, уплатившие административный штраф в половинном размере до вступления постановления о его назначении в законную силу, считаются подвергнутыми административному наказанию.
Федеральному законодателю надлежит внести изменения в существующее правовое регулирование. Впредь до внесения надлежащих изменений положения статьи 4.6 и части 1.статьи 32.2 КоАП РФ должны рассматриваться как устанавливающие, что для лиц, уплативших административный штраф в половинном размере до вступления постановления о его назначении в законную силу, срок, в течение которого такие лица считаются подвергнутыми административному наказанию, оканчивается по истечении года со дня уплаты назначенного им административного штрафа.
А.МАЛИКОВ,
первый заместитель прокурора г.Буйнакска.
С 1 марта 2021 года предусматривается ответственность за техническое диагностирование транспортных средств лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования транспортных средств
Федеральным законом от 26.07.2019 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в статью 14.4.1 КоАП РФ, дополнив частью 5. Согласно вышеуказанному Федеральному закону, дополнить частью 5 статью 14.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложив в следующей редакции: «5. Осуществление при проведении технического осмотра транспортных средств технического диагностирования транспортных средств лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре операторов технического осмотра, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования данной категории транспортных средств, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования в данном пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей».
Предыдущей редакцией КоАП РФ ответственность за техническое диагностирование транспортных средств лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре операторов технического осмотра, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования данной категории транспортных средств, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования в данном пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии, не предусматривалась. Таким образом, данной правовой нормой введена ответственность технического эксперта, не обладающего познаниями на проведение технического диагностирования иной категории транспортных средств.
А.МАЛИКОВ,
первый заместитель прокурора г.Буйнакска.
Последствия получения «серой» заработной платы
Работник, получающий «серую» заработную плату, то есть заработную плату, с которой не уплачиваются налоги, должен осознавать все негативные последствия, к которым это может привести. Выплата «серой» заработной платы производится исключительно по воле работодателя на страх и риск работника. Ни ее размер, ни порядок выплаты, ни срок выплаты не закреплены, как правило, никакими документами. Поэтому работодатель может прекратить выплаты в любой момент и работнику будет очень проблематично что-то получить в такой ситуации. На указанные суммы не распространяются нормы законодательства, регулирующие трудовую деятельность работника и его социальное обеспечение. В частности, могут возникнуть следующие проблемы.
Нет никаких гарантий, что работодатель оплатит отпуск или компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении работника в полном объеме, — сумма отпускных высчитывается исходя из размера официальной части зарплаты, которая может быть значительно меньше «серой» (ст. 114 Трудового кодекса РФ). Аналогично оплате отпуска оплата листков нетрудоспособности (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком) рассчитывается исходя из официального заработка (ст. 183 ТК РФ; ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).
При увольнении работника выходное пособие будет исчислено исходя из официальной части зарплаты (ст. ст. 178, 181.1 Трудового кодекса РФ). Отчисления в Пенсионный фонд России также производятся на основании «белой» части зарплаты.
Именно из этих отчислений складывается будущая пенсия работника (ст. 10 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Работник, получающий «на бумаге» небольшую заработную плату, рискует не получить кредит на крупную сумму в банке или не оформить ипотеку, даже если «серая» часть его зарплаты гораздо больше «белой».
А.МАЛИКОВ,
первый заместитель прокурора г.Буйнакска.
Прекращение трудового договора в связи с отказом работника от перевода на другую работу в соответствии с медицинским заключением
Отказ работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (ч.ч. 3, 4 ст. 73 ТК РФ) является основанием для прекращения трудового договора в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Такое основание увольнения, предусмотрено в целях недопущения выполнения работником работы, противопоказанной ему по состоянию здоровья, направлено на охрану здоровья работника и не может рассматриваться как нарушающее его права.
Необходимость перевода работника на другую работу должна быть установлена специализированным органом и зафиксирована в медицинском заключении, что исключает произвольное применение данного основания прекращения трудового договора. В большинстве случаев в качестве медицинского заключения предоставляются справка об установлении инвалидности (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России №1031н от 24.11.2010) и индивидуальная программа реабилитации инвалида (форма утверждена Приказом Минтруда России от 31.07.2015 №528н), в которой указываются рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда. Для расторжения трудового договора по рассматриваемому основанию необходимо наличие двух условий: медицинского заключения, в соответствии с которым выполняемая работа не подходит работнику, а также отсутствие у работодателя соответствующей работы, на которую такого работника можно перевести. Расторжение трудового договора возможно, если работодатель предлагает работнику перевод на имеющиеся у него вакантные должности, подходящие работнику по состоянию здоровья. Отсутствие в штатном расписании предприятия подходящей профессии не освобождает работодателя от обязанности по предложению иных работ и должностей, которые работник может и согласен выполнять с учетом медицинского заключения.
В случае отказа от перевода трудовой договор с таким работником может быть расторгнут. В том случае, если работник согласен на перевод, его увольнение недопустимо, работодатель обязан издать соответствующий приказ о переводе работника. Если из представленного работником медицинского заключения не ясно, допустимо ли продолжение работником работы в занимаемой им должности, либо в каких именно условиях труда может трудиться работник, работодателю следует запросить у организации, выдавшей указанное заключение, уточнение относительно рекомендованных работнику условий труда с учетом его состояния здоровья. Увольнение по основанию, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, в соответствии с медицинским заключением, не зависит от воли сторон трудового договора и в частности, работодателя. В связи с чем, трудовое законодательство не содержит запрета на увольнение работника в период временной нетрудоспособности или нахождения в отпуске.
В соответствии со ст. 178 ТК РФ работнику при расторжении трудового договора в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы (п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.
А.МАЛИКОВ,
первый заместитель прокурора г.Буйнакска.
Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Статьей 207 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений. Статьей также предусмотрена ответственность за те же деяния, совершенные в отношении объектов социальной инфраструктуры, в целях дестабилизации деятельности органов власти, а также повлекшие причинение крупного ущерба либо по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. При этом крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей. Под объектами социальной инфраструктуры понимаются организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, сферы услуг, пассажирского транспорта, спортивно-оздоровительные учреждения, система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера, а также иные объекты социальной инфраструктуры. В зависимости от тяжести совершенного преступления виновному лицу может быть назначено наказание в виде штрафа, ограничения свободы, принудительных работ, лишения свободы. Уголовной ответственности по данной статье подлежат лица, достигшие на момент совершения преступления 14-летнего возраста.
А.МАЛИКОВ,
первый заместитель прокурора г.Буйнакска.
Новый порядок осуществления образовательной деятельности
с 01.09.2021 г.
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 утвержден новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Так, с 1 сентября вводятся новые правила реализации школьных программ.
Новые требования вводятся с 1 сентября 2021 г. и будут действовать 6 лет.
Установлены сроки информирования органов местного самоуправления родителями (законными представителями) детей о выборе семейной формы обучения. Регламентировано зачисление в образовательную организацию лиц, находящихся на семейном обучении, или самообразовании для прохождения промежуточной и итоговой аттестации.
Прописано, что для экстернов по согласованию с ними или родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся утверждается график прохождения промежуточной аттестации. При этом она должна проводиться по не более одному учебному предмету (курсу) в день.
Также учтены новые санитарные нормы и правила, принятые в 2020-2021 гг.
А.МАЛИКОВ,
первый заместитель прокурора г.Буйнакска.